18.01.2012 Священную корову возмутила критика
Летом позапрошлого года, в разгар торфяных пожаров, спаливших 127 населенных пунктов в центре страны, активист противопожарного ополчения написал в блогосфере проникновенные строки про «верните мне б**дь мою рынду, суки, и заберите свой телефон нах**. Незамедлительно». Отзыв был получен на самом высоком уровне: премьер страны Владимир Путин неожиданно назвал автора «просто молодцом», а за рындой отправил к губернатору. В ситуации «приверженцев рынд» оказалась и редакция «МК». Правда, на высоком уровне регионального управления МЧС деятельность журналистов по предупреждению неорганизованности населения во время и после землетрясения («МК», № 3, «Бомбоубожище») оценили прямо противоположно.
Сразу после публикации в «МК», случайно или закономерно, начались поэтапные «разборы полетов». Первым в дело вступил вице-премьер правительства края Михаил Кузичев, который открыл совещание едва ли не с нашей статьи. Но это не помешало руководителю регионального управления МЧС Ильдару Джураеву в своем отчете за прошедший год поставить себе «зачет» и признать работу управления «удовлетворительной». На совещании прозвучала мысль, что в этом году будет продолжено создание единой диспетчерской службы 112 на территории края. Тут надо напомнить, что регион должен был перейти на этот номер еще в 2010-ом. Но в середине прошлого года тогдашний вице-премьер страны Сергей Иванов заявил, что переход сорван. «Если называть вещи своими именами: у нас еще конь не валялся», - сказал Иванов. Какая еще критика деятельности МЧС нужна?
Точку в оценке работы региональных спасателей поставил губернатор Лев Кузнецов. На совещании по вопросам совершенствования системы оповещения населения в случае ЧС он заявил, что «возникшая среди части жителей нервозность и паника говорит о плохой информированности граждан о порядке действий при землетрясении… Система оповещения, система готовности и обладания знаниями жителями края - как себя вести в этой экстремальной ситуации, система слаженности работы всех органов, которые должны быть задействованы при таких ситуациях, вскрыла большие недостатки». Именно об этом, кстати, и шла речь в статье «МК».
Генерал-майору Джураеву, участвовавшему в совещании, судя по всему, пришлось на ходу конструировать звенья системы оповещения населения. Так, например, он заявил: «У нас есть возможность наряду с традиционными формами оповещения включить в общую систему такой ресурс как домофоны и подать информацию в каждую квартиру, каждой семье».
Насчет «каждой семьи» генерал явно переборщил. – Если, например, говорить обеспроводном охранном комплексе от Санкт-Петербургской фирмы «Аргус-Спектр» (именно его усиленно рекламировал министр МЧС в декабре прошлого года) , то он совместим только с одним видом домофонов - «Элтис», - на них может поступать радиосигнал в виде голосового сообщения. Но такими домофонами оснащены, согласно оценке специалистов компании по установке, только порядка 20 процентов всех домофонизированных домов краевого центра (населенные пункты края остаются в сторонке). В декабре прошлого года первая система от «Аргус» установлена в одном здании (краевом госпитале ветеранов войны) в противопожарных целях. А что до оповещения каждого жителя края - на это уйдут годы. Ну и миллионы, конечно. (Кстати, во многих странах службы оповещения давно перестали использовать мужские голоса. Женский голос, как говорят психологи, снижает уровень тревожности и паники. От тембра наших оповещающих, кажется, дети писаются!) Так что генерал поделился с губернатором скорее мечтой, а не реалиями.
Где спасатели действительно проявили оперативность, так это в реагировании на критику со стороны СМИ. После публикации «МК» в редакцию пришло от генерал-майора Ильдара Джураева письмо с просьбой разобраться с журналистом, написавшим статью. Послание было эмоциональным настолько же, насколько неаргументированным. Вопросы, адресованные его ведомству, генерал парировал, например, так: «Незнание и неосведомленность журналиста газеты о том: «….как, например, позвонить на номер 01 по сотовому телефону?», совершенно не означает, что и другие жители нашего края не имеют столь элементарных знаний». Конечно, не означает. Но что все-таки делать тем, кто не знает? А может, так и стоит написать в памятках МЧС для населения: это, дескать, ваше личное горе, дорогие жители края, если вы не знаете, куда бежать и что делать во время землетрясения или пожара?
В статье Джураев увидел «неприкрытый сарказм и оскорбления в адрес сотрудников и руководства МЧС», не приведя при этом ни одного соответствующего примера. В свою очередь сотрудники МЧС, пишет генерал, «оперативно, грамотно и профессионально выполняли свои обязанности по ликвидации последствий землетрясения и панических настроений среди населения». Напомним, письмо в редакцию поступило 11 января. Уже через два дня при большом скоплении краевых руководителей начальник регионального управления МЧС вынужден был признать: «Система оповещения в Красноярском крае… строилась в 70-80 годы, и она была направлена на предупреждение населения об угрозе военных действий. К сожалению, в течение последних нескольких лет просто не было возможности в крае провести ее реконструкцию под задачи мирного времени».
Ильдар Иргашевич, а как же рекламные светодиодные экраны ОКСИОНа, бегущие строки в торговых центрах и на транспорте? Или это была не реконструкция, а так - шутка на два миллиарда рублей в масштабах страны?
...Губернатор дал региональному управлению МЧС неделю (до 20 января) на разработку плана реконструкции системы оповещения. Совсем скоро мы узнаем, сколько еще бюджетных денег захочет ведомство Шойгу.
Кстати говоря, негодование генерала по поводу статьи в «МК» нам очень понятно. К чему-чему, а к сарказму со стороны прессы руководители МЧС явно не готовы.
Созданное за 20 лет государство в государстве под названием МЧС потеряло самоконтроль, а как следствие - связь с миром. Если системе оповещения в крае исполнилось 40 лет, она была ориентирована на войну и показала себя неэффективной в условиях мирной жизни, то что говорить о готовности к войне? Ее ведь, как угрозу, никто не отменял…/kras.mk.ru/