05.01.2012 Небольшой подвиг пришлось совершить коллективу экологической станции «Костеневский Ям», что в Талдомском районе Московской области, чтобы встретить Новый год с крышей над головой. На открытие нового пристанища ученых и экологов все причастные поехали прямо с Болотной площади.
Экостанция, она же - база добровольного пожарного отряда, она же - этнографический музей Бабки Феклы, она же - лесопитомник «Гринпис», она же питомник природоохранных кадров и база учебных полевых семинаров - просуществовала 15 лет, став домом или школой для нескольких поколений студентов, экологов-добровольцев, школьников-кружковцев и прочей неравнодушной публики. Ее насельники обеспечивали охрану заказника «Журавлиная родина», защиту лугов и болот от пожаров, обучение молодежи из Дружины по охране природы и иных организаций.
«Журавлиная родина» — государственный природный заказник, расположенный на территории Талдомского района Московской области. Он занимает площадь в 11 тыс. га.К нему примыкает еще ряд охраняемых природных территорий, лежащих как в Талдомском, так и в соседнем Сергиево-Посадском районах. Здесь сохраняются места обитания редких видов животных и растений, места остановок водоплавающих птиц и журавлей на пролете, реликтовые ландшафты — верховые болота, истоки рек, старовозрастные нерубленные леса. Этот заказник 33 года назад спроектирован и «пробит» сквозь препоны советской бюрократии дружинниками из МГУ под руководством орнитолога Виктор Зубакина, позднее основавшего Союз охраны птиц России. Собственно ради охраны птиц и болот и основали здесь экостанцию выпускники Дружины биофака МГУ по охране природы. Тогда же на рубеже веков под их напором здесь создали первую в стране государственную администрацию по управлению всеми охраняемыми природными территориями района.
Сама станция, стоящая на краю огромного болота, в эпоху своего расцвета выглядела, как произведение архитектора-модерниста Гауди, если бы он построил общежитие для совместного базирования эскадрильи ведьм. Обитая по периметру трехдюймовым горбылем, разлапистая трехэтажная изба щетинилась четырьмя балконами, один из которых напоминал вертолетную площадку. Летом дом вмещал семинары и сборища на 110 персон с ночевкой на благоустроенном сеновале, а зимой мог пригреть до 40 человек в двухэтажном конференц-зале плавно переходящем в баню.
Но одним погожим вечером в конце октября 2011 г. огромный дом в одночасье сгорел дотла, вероятно, вследствие перепадов напряжения в электросетях. Было уничтожено все собранное за полтора десятилетия: старые автомобили, помпы, воздуходувки, материалы аэрофотосъемки, спецодежда и экипировка на две дюжины пожарных, гербарии и уникальная библиотека природоохранной литературы. Единственный свидетель, студент-дружинник, чинивший машину в гараже, успел вытолкать из пламени так и не заведшуюся «Газель». Приехавшие пожарные уныло наблюдали, как пламя доело экостанцию, переметнулось на соседскую дачу, а, покончив с ней, успокоилось и утихло. Пожарный расчет, видимо, мучили смешанные чувства, ибо их начальство в МЧС не жалует независимых добровольных пожарных-экологов, особенно после того, как они многократно публично продемонстрировали, что тушить торфяные пожары, которые МЧС легче «не замечать», все-таки можно. Но с другой-то стороны, если на краю болот полыхнет до небес, то они знают, кого увидят у кромки огня с помпами и воздуходувками, когда наконец доедут до места происшествия.
Казалось бы, в истории «Костеневского Яма» поставлена точка, ибо откуда у студентов и активистов экологов средства на восстановление огромного дома, когда о поддержке государства нет речи и в помине. Однако смотритель станции, руководитель волонтерской программы Гринпис, Григорий Куксин и его команда бросили клич, напрягли все доступные источники ресурсов - и чудо свершилось. Практически каждый старожил станции отдал на восстановление то, что у него было в сусеках: один продал машину, другой отдал только что полученную престижную природоохранную премию имени Миши Джонса… В остальном же экологи нежданно сами «попались» в сети народной противопожарной взаимопомощи, которую они вместе с другими неравнодушными инициировали для борьбы с вездесущими пожарами последних лет. Люди несут деньги в московский офис «Гринпис», а также в Дружину охраны природы МГУ, переводят их на специально открытые счета, вкладываются стройматериалами, оборудованием, и конечно, участвуют собственным трудом в выходные и праздники.
К концу декабря на полностью расчищенном пепелище уже стоит модульная конструкция из 2-xнепробиваемых из миномета морских контейнеров и 4 жилых вагончиков-бытовок на их вершинах. Заканчиваются отделочные работы 1 очереди.
Пока влезть в сооружение можно лишь по складной пожарной лестнице. Но уже к весне оно будет оборудовано всем необходимым для поддержки дежурного пожарного расчета и инспекторов по охране заказника.
В проекте - 2-я очередь, предусматривающая возведение перекрытия и общей крыши с образованием гаража и конференц-зала. Новое строение обещает быть вместительнее, функциональнее и даже экстравагантнее старой станции. А главное - оно абсолютно огнеупорно, непробиваемо, не поддается взлому и чинно всплывет в случае всемирного потопа. Однако придется собрать еще много пожертвований и потрудится много недель, прежде чем весь проект будет реализован. Пока с конца октября собрано более миллиона рублей, а для восстановления всех функций станции надо вложить минимум два с половиной.
Пока экологи всем миром восстанавливали экостанцию, областные чиновники подложили им новогодний сюрприз - из планов финансирования работ по программе «Экология Подмосковья 2011-2013″ в одночасье исчезло давно обещанное властями проектирование Природного парка «Журавлиный край» на общую сумму 7,5 млн. руб. На недоуменные вопросы директора ГУ «Талдомская администрация особо-охраняемых природных территорий (ТАООПТ)» Ольги Гринченко ответили, правда, сугубо неофициально, что в Московской области нет денег, чтобы содержать природные парки, поэтому и проектировать их бессмысленно.
«До сих пор мы жили на собственные средства, в штате дирекции заказников три сотрудника, но никто не получает зарплату более, чем за 1 месяц в году, – говорит Гринченко. - Все работают в свободное от основной работы время, то есть за личные средства – по выходным и отпускам. Учредителем ТАООПТ был государственный комитет по охране природы,который расформировали в результате реформы природоохранных ведомств в 2000 году. С тех пор финансировать заказник должны региональные власти, но они ТАООПТ на баланс не взяли. Мы надеялись, что после создания природного парка удастся взять на постоянную работу 8-10 человек, ведь территория природного парка будет весьма значительной, а работы и природоохранной, и просветительской – очень много. Уже сейчас в парке хотели бы работать не менее 20 местных жителей».
Помимо добровольцев основным благодетелем «Журавлиной родины» является производитель водки «Журавли», компания «Русский алкоголь», регулярно жертвующая 500 тыс. рублей в год. До кризиса Правительство области также ежегодно давало небольшие целевые средства на мероприятия по экологическому просвещению или охране фауны. Иногда помогает, чем может, и администрация Талдомского района. К сожалению, всех этих средств не хватает ни на штат инспекторов и экскурсоводов, ни на научные исследования и биотехнические мероприятия. То есть весь природоохранный комплекс Талдомского района – по сути, добровольное общественное объединение - подстать экостанции.
И в новом году изменений не предвидится: раз у Правительства Московской области нет денег, то у энтузиастов они опять как-нибудь найдутся. Как обычно - скинемся и сохраним природу…
Возрожденная из пепла Экостанция Костеневский Ям была вновь торжественно открыта 25 декабря 2011 года. О ее новый железный борт Григорий Куксин бережно разбил бутылку шампанского «Надежда» (изготовляемого, видимо, именно для таких случаев), и все мы пожелали ей счастливого плавания. А потом каждый участник торжества мог слазать 3 метра вверх по обледеневшей стремянке на экскурсию в бытовки и убедиться, что экологи не ищут легких путей. Празднование не затягивалось - большинство добравшихся еще не отдохнули и не выспались после долгого московского митинга накануне./novayagazeta.ru/