В России не осталось ни одной организации, имеющей законное право тушить лесные пожары : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:
Изменения с 01.03.2025
[1.11 12:3] 397/6645

Очередная "окончательная" редакция СП 3.13130_часть 2
[1.11 10:9] 380/5658


Новые темы обсуждений: Подробнее

Новости и События

В России не осталось ни одной организации, имеющей законное право тушить лесные пожары
01.01.2012 С 1 января 2012 года в нашей стране не осталось ни одной организации, имеющей законное право тушить лесные пожары. С этой даты вступает в силу норма федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность по тушению лесных пожаров. В соответствии с действовавшим ранее законом о лицензировании деятельность по тушению пожаров тоже требовала лицензирования, и никаких специальных исключений для лесных пожаров не делалось, но формулировка была мутная, что и позволяло лесным пожарным обходиться без лицензии. Новая формулировка никаких разногласий не допускает - теперь лицензия на тушение лесных пожаров однозначно нужна. Но сам процесс лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров пока никак не организован, и нормативно-правовые акты, на основании которых должно проводиться лицензирование, пока не утверждены.

Требование лицензирования тушения лесных пожаров распространяется на всех, на кого распространяется действие самого закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", т.е. на всех юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность по тушению лесных пожаров. Никаких исключений законом не предусматривается. Таким образом, ни одна организация, будь то специализированная лесопожарная или лесохозяйственная организация, лесопользователь-арендатор, пожарная часть, добровольная пожарная дружина или команда и т.д., отныне не может законным образом тушить лесной пожар, не имея на это лицензии. На индивидуальных добровольцев требования закона о лицензировании не распространяются, но индивидуальные добровольцы, не учтенные в специальном реестре и не объединенные в добровольческие организации, не вписываются в требования федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и потому, строго говоря, тоже не имеют законных оснований для тушения лесных пожаров. Иными словами, в настоящее время законным образом тушить лесные пожары в России не может никто.

В соответствии с вышеупомянутым законом о лицензировании, для того, чтобы это лицензирование стало возможным, правительством и федеральными органами исполнительной власти должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов. В число таких актов входят:

• Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности (утверждается Правительством РФ);

• Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (утверждается Правительством РФ);

• Формы заявления о предоставлении лицензии, заявления о переоформлении лицензии, уведомления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписки из реестра лицензий (утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

В настоящее время из всех этих документов утвержден и вступил в силу только один, самый первый. Однако, он оставляет много вопросов, и в частности, он не разделяет в явном виде полномочия МЧС и Рослесхоза в части лицензирования деятельности, связанной с тушением пожаров. Эти полномочия должен разделить следующий документ - "Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", но оно пока находится на стадии разработки. Срок независимой экспертизы проекта этого "Положения ...", разрабатываемого МЧС, истек только 1 января 2012 года. Таким образом, это "Положение ..." даже при самом благоприятном стечении обстоятельств (которое представляется маловероятным) вряд ли будет утверждено раньше второй половины января. Только после официального утверждения этого "Положения ..." ответственность за лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров будет официально возложена на Рослесхоз. Однако, для того, чтобы Рослесхоз в полной мере смог приступить к исполнению своих обязанностей, связанных с лицензированием, еще должны быть внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, чего тоже пока не сделано, и даже пока не ясно, когда это может быть сделано.

Все вышеперечисленные "формы", существование которых предусматривается законом о лицензировании, к настоящему времени разработаны Рослесхозом и прошли процедуру независимой экспертизы, но официально не утверждены и не зарегистрированы в Минюсте. Формально они пока и не могут быть утверждены и зарегистрированы, поскольку в явном виде полномочия по лицензированию тушения лесных пожаров на Рослесхоз пока не возложены (см. выше). Впрочем, для организации процесса лицензирования эти формы имеют второстепенное значение.

Гораздо большая проблема связана с тем, что вышеупомянутый проект "Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", разработанный МЧС, предусматривает введение еще одного нормативно-правового акта, утверждаемого уже Рослесхозом - "Нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров". Проект этого документа Рослесхозом разработан, но пока не утвержден, поскольку до утверждения Правительством вышеупомянутого "Положения ..." Рослесхоз, строго говоря, не уполномочен утверждать такие нормативы. Более того - нормативы, предусматриваемые подготовленным Рослесхозом проектом, крайне неразумны и практически невыполнимы (см. ссылку внизу).

Некоторые требования самого проекта проект "Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров" также невыполнимы для многих лесохозяйственных организаций, до настоящего времени тушивших лесные пожары. Например, проект "Положения ..." предусматривает, что при получении лицензии на тушение лесных пожаров в случае тушения наземным способом у всех штатных работников соискателя лицензии должна быть соответствующая их должностным обязанностям специальная подготовка в области тушения лесных пожаров, и не менее 50% работников должны иметь стаж работы в этой области не менее двух лет. Очевидно, что многие, например, бывшие лесхозы или созданные на их основе хозяйствующие структуры регионального уровня этому требованию формально не соответствуют.

Даже если все перечисленные проблемы будут каким-то чудесным образом решены в самое ближайшее время (что представляется практически невероятным), сам процесс лицензирования потребует определенного времени. По оценкам специалистов Рослесхоза, процесс лицензирования специализированной лесопожарной организации, соответствующей установленным требованиям, должен занять около двух месяцев, с учетом всех необходимых проверок и времени на оформление документов. Существенные несоответствия, разумеется, должны существенно замедлять процесс лицензирования. С учетом всего этого, можно однозначно утверждать, что нормальным образом процесс лицензирования к началу пожароопасного сезона организован не будет, и в марте-апреле, когда в южных регионах России начнутся первые лесные пожары, законным образом тушить их будет некому. Кроме того, совершенно очевидно, что основной объем бюрократической работы, связанной с лицензированием, придется уже на начало, если не на середину, пожароопасного сезона - а значит, значительные силы руководителей и специалистов будут отвлечены от самой борьбы с лесными пожарами.

Разумеется, с наступлением пожароопасного периода работники леса, добровольцы и пожарные все равно будут тушить лесные пожары - или пользуясь дырами в законодательстве (например, правовой неопределенностью терминов "лес" и "лесной пожар"), или просто плюя на противоречащие здравому смыслу требования законодательства. Возможно, поначалу хаос с лицензированием тушения лесных пожаров мало на что повлияет - в конце концов, все давно привыкли к неправовому характеру нашего государства и к ограниченной дееспособности федеральных органов государственной власти. Но так будет только до первого серьезного несчастного случая - например, гибели пожарного из нелицензированной организации на лесном пожаре, или гибели населенного пункта от лесного пожара, который пыталась потушить нелицензированная организация. Для прокуратуры вряд ли послужит достаточным оправданием то, что "требования закона не исполнялись в связи с их принципиальной неисполнимостью", и тот, кто попытается исполнять свой служебный или гражданский долг без лицензии, возможно, жестоко поплатится за это. После первого же подобного случая количество руководителей и специалистов, готовых тушить лесные пожары без лицензии, явно поубавится, если таковые руководители и специалисты вообще останутся.

Краткий итог всего написанного таков: из-за непродуманного и неподготовленного введения требования о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров в 2012 году способность нашей страны противостоять огню в лесах радикально понизится, даже по сравнению с уровнем 2010-2011 годов. Непродуманное и неподготовленное введение лицензирования тушения лесных пожаров - это колоссальный вклад нашей государственной власти в подготовку очередной пожарной катастрофы в лесах.

И в заключение - о тех, кто в этом всем виноват. Главным виновником провала является Правительство РФ (председатель Правительства РФ В.В.Путин и его первый заместитель, курирующий лесной сектор, В.А.Зубков). Во-первых, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", не подумав о последствиях введения обязательного лицензирования тушения лесных пожаров и не оценив свою способность обеспечить исполнение нового закона. Во-вторых, Правительство РФ не утвердило в должный срок "Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", что обусловило невозможность своевременного получения лицензий специализированными организациями.

Большая вина лежит также на МЧС (министр С.К.Шойгу). В соответствии с указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, именно МЧС РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. Соответственно, именно оно должно было отследить и предотвратить возможные последствия ошибок органов государственной власти в сфере обеспечения пожарной безопасности - но не сделало этого. Кроме того, именно на МЧС была возложена подготовка проекта вышеупомянутого "Положения ...", но с этой задачей МЧС своевременно не справилось.

И, наконец, Рослесхоз (руководитель В.Н.Масляков, его заместитель Е.С.Трунов, и руководитель профильного управления А.Н.Грибенников). С формальной точки зрения пока Рослесхоз из всех федеральных ведомств в наименьшей степени виновен в провале лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров - на него даже соответствующие полномочия в установленном порядке пока не возложены. Но подготовленные Рослесхозом документы, в первую очередь - проект "Нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров", делают законное получение лицензии на тушение лесных пожаров практически невозможным. Кроме того, у Рослесхоза нет ясной программы действий в ситуации, при которой законным образом тушить лесные пожары будет некому - а до начала следующего сезона лесных пожаров осталось меньше трех месяцев./forestforum.ru/
подробнее


31.12.2011

В преддверии Нового года МЧС Казахстана напоминает о правилах пожарной безопасности
Цитата: "Количество пожаров в новогодние дни, если взять среднесуточный показатель, возрастает в 2 с лишним раза. Количество погибших увеличивается в 3 раза. Практически все погибшие в новогоднюю ночь – люди, находившиеся в неадекватном состоянии".

01.01.2012

2012-й начался с землетрясений. Подземные толчки произошли на востоке Японии и в Туве
В России за сутки от пожаров погибли больше полусотни человек
Шойгу не советует долго праздновать Новый год

02.01.2012

Ледяной дождь уже не страшен
Единый номер вызова оперативных служб 112 появится в Московской области к 2017 году
В Самарской области в три раза увеличилось число погибших на пожарах новогодние праздники
В России за первые дни нового года в огне погибли 79 человек
К Олимпиаде возле Красной поляны построят конно-кинологический центр МЧС за 250 млн руб.




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных