28.12.2011 Если англичане в таких случаях без обиняков предлагают: «Let s steal, buddy!», то русские в аналогичной ситуации намекают: «Что нам стоит хоть миллиард освоить!». Ведомство Сергея Шойгу и крупную уральскую корпорацию попытались уличить в спланированной махинации при размещении госзаказа. Неудавшийся с первой попытки аукцион закончился заключением госконтракта, которого и добивались спасатели. Чем закончится неудавшийся в первой инстанции суд, который затеяли те, кто добивается соблюдения закона о госзакупках?
22 декабря (2011) у арбитражного барьера сошлись корпорация «Атомстройкомплекс» и Уральский региональный центр МЧС РФ против щуплого в сравнении с ними ООО «СК Геркон С». Именно эта компания обратилась в суд с иском - потребовала признать размещённый региональным МЧС госзаказ недействительным. А равно и заключённый по его итогам контракт с «Атомстройкомплексом». (Ну и, как водится, применить последствия недействительности сделки). Предмет оспоренного контракта - строительство Межрегионального центра управления в кризисных ситуациях с комплектом административных зданий для УРЦ МЧС. (Втиснуть его намерены на участке пересечения улиц Московской-Радищева в Екатеринбурге). Цена этой сделки впечатляет - 483 334 881,50 руб., т.е. без малого полмиллиарда бюджетных денег.
С какой стати, какому-то «Геркону С» понадобилось чинить препоны большому бизнесу - чего-то там оспаривать? Тем более, что в результате проведённого аукциона в городе должны появиться нужные МЧС-никам до зарезу строения. И деньги на эти строения в бюджете быстро нашлись. Причина проста - стройфирма «Геркон» (которая также намеревалась поучаствовать в том же открытом конкурсе) заподозрила, что под декорацией аукциона две крупные структуры, предварительно сговорившись, намерены получить изрядную сумму казённых денег на постройку, да, в общем, неважно чего. (Суть ведь не в том, что именно надо построить. А в том, чтобы суммы, которые под это выделят из бюджета, хватило не только на стройку. Которая, кстати говоря, может, и даже должна затянуться. Тогда поступят новые бюджетные инъекции, чтобы то, что намечалось возвести, всё-таки было достроено).
Подозрения у руководства «Геркона» возникли при изучении аукционной документации заказчика - УРЦ МЧС. Точнее той её части, которая была выложена на сайте госзакупок. (В проектно-сметных документах на тот момент не хватало ряда разделов - на системы водо-, теплоснабжения, вентиляции и др, а также части смет. При просмотре пункта «Документация строительство 05 08 2011 (с изменениями) (2) № 0162100022911000020 в ред. № 4 от 05.08.2011» сразу видно, что недостающие части добавлены позже - они вставлены в документ формата Word в сканированном виде - так, как если эти бы разделы выдернули из любого другого типового комплекта проектной документации и вставили в конкретный рассматриваемый комплект). Таким образом, выходило, что сумма заказа не обоснована, как положено.
По каждому обнаруженному несоответствию конкурсной документации закону о госзакупках (федеральный закон «№ 94-ФЗ от 21.07.2005), «Геркон» пенял заказчику. (В общей сложности сделал 3 запроса). И трижды - после каждого запроса - заказчик вносил в аукционную документацию соответствующие изменения, т.е. устранял нарушения, на которые ему прямо ткнули. Тем не менее, как считают юристы «Геркона», в конкурсной документации оставались ещё подозрительные несуразности. Но ткнуть на них было нельзя, т.к. к этому моменту «Геркон» уже исчерпал своё право на подачу запросов. (Участник аукциона может подать заказчику аукциона не больше 3-х запросов). Поэтому «Геркон» пожаловался в Рособоронзаказ. Там жалобу сочли обоснованной и 30.08.2011 вынесли УРЦ МЧС обязательное для исполнения предписание: торги аннулировать. А для повторного размещения того же заказа, МЧС надлежало прежде устранить выявленные нарушения.
И тут заказчик сделал, что называется, ход конём. Аннулировать состоявшийся 29.08.2011 аукцион он не стал. (Итоги этого конкурса подвели 31.08.2011, победителем объявлен Атомстройкомплекс - с ним и был 13.09.2011 заключён госконтракт). Вместе с тем, чтобы показать, что предписание Рособоронзаказа заказчик уважает, он (УРЦ МЧС) 02.09.2011 размещает новый заказ - почти точную копию того, который уже состоялся (где победил Атомстройкомплекс). И вот этот-то заказ-близнец УРЦ МЧС законопослушно и отменяет. (Извещение об отказе от проведения аукциона датировано 08.09.2011). Именно в этом отменённом заказе нарушения, о которых говорилось в предписании Рособоронзаказа, были частично устранены. Кто посмеет теперь сказать, что обязательное предписание не было исполнено? Только наивный «Геркон С».
Именно эту мысль: что выполнение предписания Рособоронзаказа на самом деле - фикция, а проведённый аукцион - декорация, юристы «Геркона» в своём исковом заявлении и пытались (довольно косноязычно, правда) донести до суда. По мнению истца, УРЦ МЧС, размещая оспоренный заказ, многократно вытер ноги о закон № 94-ФЗ, поскольку:
1. Не разместил на сайте госзакупок информацию о том, что торги приостановлены в связи с тем, что на 30.08.2011 Рособоронзаказ назначил рассмотрение жалобы ООО «Геркон С» об аннулировании торгов. (МЧС обязан был это сделать, являясь организатором и заказчиком аукциона). В результате, вопреки требованиям закона, был заключён контракт с Атомстройкомплкесом (дата его заключения - 13.09.2011). Т.е. налицо нарушение ч. 6 ст. 60 закона № 94-ФЗ (о госзакупках). Согласно ей, контракт с кем-либо из участников торгов не может быть заключен, пока заказчик торгов не исполнит предписания уполномоченного органа (в данном случае Рособоронзаказа) об устранении выявленных нарушений. (О том, каким образом было «исполнено» предписание, рассказано выше).
2. Выложил конкурсную документацию на сайте госзакупок не в полном объёме - в проекте строительства не хватало ряда разделов, не доставало нескольких смет. Это помешало в итоге «Геркону» принять участие в конкурсе наравне с Атомстройкомплексом. (Сформировать «полноценное» предложение по исполнению заказа при таком неполном раскладе под силу только тому, кто заранее знает, что выиграет аукцион даже, если в проектно-сметных документах будут лишь титульные листы).
3. Установил противоречивые требования к качеству и характеристикам работ - техзадание заказчика противоречило проектно-сметной документации. (Это даёт основание считать, что либо техздание, либо проектно-сметный материал являются типовой «рыбой», т.е. не имеют отношения к конкретному размещаемому заказу).
Однако суд (судью Арбитражного суда СО Беляеву Н. Г.), доводы «Геркона» не убедили - в иске было отказано. В качестве 3-х лиц на процессе явились также представители прокуратуры Центрального военного округа и Рособоронзаказа. Зачем приходили, осталось непонятным - ни одного вопроса ответчику они не задали.
Надо полагать, то, как УРЦ МЧС выполнил предписание аннулировать торги, представителей обоих надзорных ведомств устроило. Вероятно, они не знакомы с предысторией этого показательного во многих смыслах оспоренного аукциона. Она, честное слово, занятна.
Дело в том, что в апреле уходящего 2011 г. тот же УРЦ МЧС уже размещал аналогичный заказ - на строительство того же самого объекта. С той разницей, что цена тогда была непродуманно круглой - 575 250 000 руб. Торги должны были состояться 10 мая 2011 г. И надо же такому случиться: один из участников аукциона всерьёз засомневался в обоснованности заявленной цены заказа и подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Почему засомневался? Да всё потому же - т.к. заказчик (УРЦ МЧС) не выложил на сайте госзакупок проектно-сметную документацию в полном объёме. Антимонопольщики провели проверку (правда, положенных смет и проектных расчётов в положенном месте не оказалось) и вопросительно нахмурились по адресу регионального МЧС. На что спасатели, часто моргая кристально чистыми очами, ответили: мол, виноваты, исправимся - просто забыли выложить, т.к. проекты-сметы ещё не полностью разработаны. (Но итоговую цену заказа при этом, они уже вывели!). Однако вместо «исправления» предпочли не рисковать - не доводить до принудительного аннулирования торгов, поэтому сами от них отказались.
Как можно убедиться выше, раздумали они не до конца. Вторично (неужели случайно?) - в июле 2011 г. спасатели наступают на те же грабли - «забывают» выложить проектно-сметную документацию по тому же заказу, и это никого, кроме «Геркона» не настораживает! Напомню, когда речь идёт о полумиллиардной сделке, едва ли уместно допускать совпадения или объяснять случившееся извечным русским разгильдяйством.
Разумно ли цепляться к заказчику (УРЦ МЧС) из-за пары-тройки недостающих смет, удивятся иные? Ну, подумаешь, миллионом больше, миллионом меньше - какое это имеет значение, когда на кону гораздо более крупные суммы? В «Герконе» уверены, да, смысл есть. Особенно, если речь идёт о сотрудничестве с предприимчивым руководством УРЦ МЧС. Несколько лет назад «Геркон» по итогам конкурса подрядился построить для этой конторы пожарное депо в микрорайоне «Академический». Цена вопроса в сравнении с описываемым выше, смешная - всего 62 млн. руб. Но тогда (не удивляйтесь) тоже не доставало ряда смет - на целый этаж здания. Подрядчик придираться великодушно не стал и заказал недостающую документацию уже на стадии строительства . А получилось-то некрасиво. После того, как изготовили сметы, стоимость строительства увеличилась больше, чем вдвое. При имеющихся в распоряжении МЧС средствах завершение стройки отодвинулось в необозримое будущее. Уже не один год покинутое депо всем свои видом говорит: «Достройте меня».
В заключении ещё пара заслуживающих внимания фактов. Завершить работы по заключённому осенью 2011 г. госконтракту согласно конкурсной документации подрядчик («Атомстройкомплекс») должен 31.12. 2011. Реально ли возвести полумиллиардный объект (не одно здание, а целый комплекс административных строений) за 3,5 месяца? Даже если начать работы прямо в день заключения контракта (13 сентября) - едва ли. Стал бы подрядчик (который не первый день в стройиндустрии) браться за объект, завершить который в срок он точно не сможет? Только в одном случае «да» - если он знает, что срок сдачи объекта будет продлён. И по невероятному стечению обстоятельств (или заранее спланированному сценарию?) исполнение контракта для «Атомстройкомплекса действительно продлено ещё на 1 год. Так что освоению бюджета ничто не мешает - «You can steal, dudes».
Служба информации "ВЕДОМОСТИ Урал" /vedomosti-ural.ru/