26.12.2011 27 декабря российскому МЧС исполняется 21 год. В этот день в 1990 году в России появилась совершенно новая служба - Российский корпус спасателей, переросший чуть позже в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, а потом в одно из самых успешных и работоспособных министерств России - МЧС. О результатах работы ведомства в этом году, дальнейшем развитии подразделений МЧС, перспективах создания подразделений добровольной пожарной охраны, о плеяде людей, пришедших в 90-х по зову сердца в спасательную службу в интервью ИТАР-ТАСС рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.
- В России из года в год сокращается число чрезвычайных ситуаций. Каких показателей удалось добиться в 2011 году и как бы Вы оценили в целом итоги уходящего года для МЧС? Был ли он успешным?
- То, что удалось сократить количество погибших при различных чрезвычайных ситуациях, в том числе при пожарах, - это, безусловно, радует. Считаю, что основной успех заключается именно в этом. В этом году только при пожарах и ЧС были спасены более 100 тысяч человек.
На протяжении последних девяти лет ежегодно сокращается количество погибших при пожарах, за это время оно уменьшилось вдвое. В этом году нам также удалось добиться снижения числа пожаров более чем на 7 процентов, а гибели людей – на 6,4 процента, а это – почти 1000 спасенных человеческих жизней.
Нам удалось выйти на более высокие показатели работы при дорожно-транспортных происшествиях. Подразделениями МЧС на дорогах в 2011 году спасено 101,4 тысяч человек.
Все это результаты каждодневных, очень конкретных, так сказать, прицельных шагов по совершенствованию системы МЧС.
В этом году мы начали много нового. Успешно реализуются федеральные целевые программы. В целях модернизации технической базы МЧС России разработана программа переоснащения современными образцами техники и оборудования, рассчитанная до 2015 года, на которую из федерального бюджета только в текущем году было выделено 8,2 млрд. рублей.
Средства были своевременно направлены на закупку современной авиатехники, пожарных автомобилей, средств связи и управления. В подразделения МЧС России уже поставлено 2 самолета Бе-200, 8 вертолетов, 341 современный пожарный автомобиль, а также роботы и специальное оборудование.
МЧС проводит работу по обеспечению безопасности автомобильных трасс. В частности, завершена программа обеспечения безопасности автомобильной и железной дорог «Москва - Санкт-Петербург», вдоль которых постоянно несут дежурство вертолеты МЧС. В случае аварий пострадавшие оперативно доставляются в ближайшие медицинские учреждения.
В своей части мы завершили подготовку к Олимпийским играм в Сочи, в этом регионе построены вертолетные площадки и пожарные депо, оснащенные современной техникой.
Мы полностью готовы к саммиту АТЭС, который пройдет в 2012 году во Владивостоке. Помимо пожарно-спасательных частей, там будет открыт и наш факультет в университете, который сейчас строится на острове Русский. Для этого мы набираем преподавателей, готовим учебные классы, строим спортивные сооружения для подготовки специалистов, создаем лаборатории.
В 2012 году самостоятельный университет МЧС появится и в Железногорске Красноярского края, сейчас это филиал Санкт-петербургского государственного университета противопожарной службы, но уже со всей инфраструктурой самостоятельного высшего учебного заведения.
В 2011 году завершено строительство большого спасательного центра в Ергаках в Красноярском крае.
В этом году полностью реализована и даже с превышением примерно на 9-12 процентов программа оснащения наших подразделений в рамках соглашений МЧС с субъектами Российской Федерации. Общий объем финансирования программы из федерального и региональных бюджетов превысил 9 млрд рублей.
Очень хорошее решение - совместная с Министерством обороны программа переоснащения и переоборудования авторазливочных станций, которые длительное время стояли на хранении. Они переоборудуются в пожарные машины. Уже около 3 тыс таких машин поступило на вооружение в регионы. В будущем году мы предполагаем переоснастить еще 1000 таких автомобилей. Пока наша промышленность раскручивается и готовится производить технику для пожарных - добровольцев, эти автомобили уже встанут на вооружение подразделений ДПО.
В целом итогами года мы удовлетворены, реализовано все, что намечалось сделать в этом году.
- Как в 2011 году проводилась в жизнь программа обеспечения жильем сотрудников МЧС России, и как будет реализовываться эта программа в 2012 году, учитывая то, что с осени 2011 года была создана общая очередь для всех категорий сотрудников ведомства?
- Основную работу по обеспечению жильем военнослужащих, мы завершим в 2012 году.
Всего в МЧС более 200 тысяч человек в погонах, и из них создана общая очередь. Она сложилась за счет пожарных, которые долгие годы не получали жилье, и многие даже не рассчитывали на это. Но и здесь произошли изменения. По нашим планам, до конца 2014 года мы должны обеспечить жильем всех, кто стоял на очереди до 2003 года. Это серьезная задача, и мы приложим все усилия для ее решения. Правда, для этого нам надо строить еще больше.
В будущем году мы должны получить более 3 тыс квартир. Но уже сейчас рассматриваем варианты, каким образом этот объем можно увеличить.
Мы заботимся обо всех категориях служащих, которые работают в нашем ведомстве, – это и гражданские специалисты, и спасатели, и военные, и сотрудники внутренней службы.
- В России сокращается число пожаров и погибших в них. Но, тем не менее, наша страна остается одним из лидеров мире по количеству пожаров. Достаточные ли меры принимаются в области обеспечения пожарной безопасности, в частности в период новогодних праздников?
- Считаю, что не достаточные, и нам надо двигаться в этом направлении дальше. Если говорить о новогодних праздниках, я хотел бы еще раз выразить слова благодарности представителям СМИ за ту работу, которую вы проводите в преддверии этих праздников.
Надеюсь, что и в этом году мы вместе организуем массированную информационную атаку, чтобы сократить количество пожаров и гибель людей.
Но здесь надо выделить два момента. Первое, это, естественно, все, что связано с бурным празднованием нового года. Две недели активного гуляния, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Скажу, может быть, неправильно, но я за то, чтобы этих праздников было чуть меньше: праздновать две недели - это многовато.
Поэтому если ничего не делать, не проводить активную пропагандистскую работу, не проверять места массовых мероприятий, то тогда в России с 1 января и до старого нового года ежедневно при пожарах будет погибать больше 100 человек, как это было, у нас два-три года назад.
Но в прошлом году благодаря большой информационной и профилактической работе мы прошли этот период более-менее приемлемо.
Вторая большая проблема - это пиротехника. Если в прошлые годы это в основном были хлопушки, конфетти и разного рода цветные ленточки, то сейчас появилось огромное количество серьезной пиротехники – салюты, фейерверки и бенгальские огни.
В решении вопроса безопасного использования пиротехники важна не только агитация, что не надо со своего балкона запускать ракеты на соседний. Проблема еще заключается в продаже нелицензированной, несертфицированной продукции, проще говоря, опасной пиротехники.
С одной стороны, те, кто ее продает, должны нести ответственность. С другой стороны, те, кто ее покупает, должны понимать, что они это все принесут домой. А там - дети, родители, старики, которые хотят это посмотреть.
У нас были случаи, когда в больших спортивных комплексах проводились новогодние мероприятия, и у их организаторов хватало ума запускать пиротехнику в этих купольных сооружениях, где мягкий купол держится за счет внутреннего давления воздуха. Какие были последствия, сами понимаете.
В этом направлении, конечно, надо проводить большую совместную работу. И надеюсь, что у нас с каждым годом будет все меньше недобросовестных продавцов – тех, кто пытается обхитрить, чтобы продать опасную продукцию, сделанную, условно говоря, в подвале на Малой Арнаутской. Мы все должны понимать, что пиротехника – это, по сути, то же оружие.
Поэтому продажа таких изделий не должна быть случайной на улицах. Этим должны заниматься люди, которые отвечают за свою продукцию. Было бы неплохо, если бы люди сохраняли чеки с адресами, когда где и у кого была куплена пиротехническая продукция. Но, я надеюсь, что сами продавцы и изготовители отдают себе отчет в том, что они делают.
Уже сейчас мы вместе с полицией, с надзорными органами организовали большую работу в местах продажи пиротехники.
- В этом году был принят закон «О добровольной пожарной охране». Как Вы оцениваете перспективы развития добровольчества в России?
- На удивление перспективы очень обнадеживающие. Даже у меня были сомнения, когда я говорил о том, что после вступления в силу федерального закона должна быть проведена работа по принятию соответствующих законов в субъектах РФ, потому что только субъекты могут дать дополнительные возможности для формирования добровольных пожарных дружин и льготы добровольцам.
К счастью, мы прошли этот период. Сегодня осталось только два региона, где не приняты соответствующие нормативные правовые акты, но я надеюсь, до конца года работа будет полностью завершена.
Уже сегодня в России насчитывается более 148 тысяч добровольных пожарных, на оснащении которых находится свыше 13 тысяч единиц техники. На сегодняшний день нам удалось прикрыть подразделениями ДПО около 17,5 тысяч населенных пунктов с населением почти 8 млн человек из 34 млн проживающих вне зоны радиуса нормативного выезда пожарных.
При создании добровольных дружин мы изучали и зарубежный опыт - США и Германии, где насчитывается более 1 млн добровольцев, Польши, где число добровольных пожарных составляет 700 тысяч.
В итоге мы нарисовали свой облик добровольной пожарной охраны, посчитали, сколько нам необходимо добровольцев и надеемся в 2012-2013 годах завершить создание добровольных дружин и выйти на цифру в 800-840 тыс добровольцев. Не буду скрывать, это хочется сделать раньше.
Для добровольных пожарных мы уже разрабатываем типовые проекты пожарных депо, чтобы они не тратились потом на проектирование, экспертизы и другие вещи.
Конечно, есть вопросы, которые надо решать и решать срочно – это и создание учебных центров, которые раньше были рассчитаны исключительно на подготовку профессиональных пожарных и спасателей. Сейчас уже разработаны программы на 20, 80 часов, и для обучения добровольцев нам необходимо порядка 1 тысячи преподавателей, пока подготовлено более 150, и они уже приступили к работе.
Во-вторых, надо создавать более легкую технику, которая могла бы работать в сельской местности. Думаю, к апрелю мы такую линейку создадим, техника уже есть и сейчас дорабатывается с учетом всех замечаний.
Мы также рассчитываем и на широкую пропаганду добровольчества. В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи.
Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни. Сегодня это надо восстанавливать.
- Какое состояние дел в настоящее время в системе гражданской обороны? Как Вы оцениваете готовность защитных сооружений ГО?
- В этом вопросе надо оглянуться назад, в 90-е годы, когда где-то помещения были сданы в аренду, где-то переоборудованы. Но постепенно мы выходим на то количество защитных сооружений, которое необходимо нашей стране. Сегодня их количество выросло на 5 – 9 процентов, обновляются и индивидуальные средства защиты.
Приняты решения о передаче более 90 процентов имущества гражданской обороны субъектам Российской Федерации.
Кроме того, разрабатываются положения о гражданской обороне, и здесь идет нормальное, поступательное движение по преобразованию ГО в систему гражданской защиты, которая будет работать и уже работает не только для решения задач военного, но и, в первую очередь, мирного времени.
Бережно относясь к традициям, мы серьезными темпами обновляем облик гражданской обороны, с тем, чтобы она в полной мере решала задачу гражданской защиты населения.
- Более года назад в ведение МЧС были переданы военизированные горноспасательные части. Адаптировались ли они в новой системе? Какие изменения произошли в их работе, переоснащении после перехода в МЧС России?
- Это специалисты, которые занимаются одним из самых сложных видов техногенных аварий – в горной и, особенно, угольной промышленности. Долгие годы их пытались преобразовать то в одно, то в другое, и я с удивлением наблюдал, когда в планах приватизации были военизированные горноспасательные части, которые стали акционерными обществами.
Трудно представить, но у них даже был план по прибыли, но непонятно, на чем они должны были зарабатывать? Более того, и обеспечиваться жильем они должны были как раз за счет прибыли, которую должны были откуда-то получать. Как можно было их в эти рамки загнать, я с трудом представляю.
Хочу сказать слова благодарности тем, кто в этих условиях смог сохранить горно-спасательные подразделения, прежде всего командирам, самим ребятам.
У горноспасателей много профилактических, предупрежденческих функций – они занимаются газоанализом, разгазированием шахт.
После передачи в мае 2010 года подразделений гороноспасателей в ведение МЧС была проведена полная инспекция их оборудования и оснащения.
По поручению председателя правительства Российской Федерации подготовлена большая программа по переоснащению горноспасателей, их обустройству. Сейчас она проходит согласование в Правительстве, и, думаю, что до конца этого года будет принята.
Но мы уже переоснащаем эти отряды, меняем стиль их жизни. Специально для них создан совершенно новый автомобиль и, надеюсь, в ближайшие полтора года мы полностью заменим всю технику горноспасателей.
Сейчас, пожалуй, впервые за долгие-долгие годы, мы строим дом в Новокузнецке специально для горноспасателей и надеемся ввести его в эксплуатацию в первом полугодии 2012 года.
- МЧС России реализует социальный проект по обучению и трудоустройству людей с ограниченными физическими возможностями. Сколько уже инвалидов нашли работу в ведомстве, и на какое время рассчитан этот проект?
- В течение этой осени к работе в МЧС приступили 383 инвалида во всех регионах страны. На будущий год мы предполагаем обучить и трудоустроить почти 1.5 тысячи человек.
Людей с ограниченными физическими возможностями мы трудоустраиваем операторами телефонов «01», «112», а также в Центрах управления в кризисных ситуациях.
Эти люди хотят работать, и они ответственно, как ни кто другой, относятся к порученному делу.
Мы продолжаем эту программу, и здесь ничего сверхъестественного нет. Мы приобретаем надежных, хороших товарищей, помощников и сотрудников. При этом ко всем своим сотрудникам мы предъявляем единые требования.
- В 2012 году 20 лет исполняется отряду Центроспас и поисково-спасательной службе. По Вашей оценке, удалось ли достичь того, что виделось на заре их становления? Как планируется развивать спасательную службу дальше?
- Отряд «Центроспас» сегодня - это то, что задумывалась в 90-м году как Российский корпус спасателей, который был создан на правах Государственного комитета. Именно тогда мы нарисовали структуру такого отряда, в котором должны быть собраны лучшие специалисты, лучшие технологии, лучшее оборудование, который должен реагировать на крупные чрезвычайные ситуации, такие как авария на Чернобыльской АЭС и землетрясение в Армении.
Я доволен тем, что нам удалось создать такой отряд. Он находится на постоянном дежурстве, обеспечивает безопасность в том районе, где дислоцируется. Создана серьезная материальная тренировочная база для этого отряда.
Его специалисты готовы сегодня к выполнению задач в любой среде, любой обстановке, это касается и химических аварий, и радиационных, и других серьезных ЧС - и на воде, и под водой, и в воздухе.
Эти ребята дерзкие и азартные, но печалит одно, что первый состав отряда «Центроспас» подошел к пенсионному возрасту. Но они, безусловно, все останутся в системе и будут продолжать работать, в том числе преподавателями в учебных центрах и на полигонах, так как их опыт очень востребован.
Это целая плеяда людей, которые пришли по зову сердца, по велению души. И мы очень ими дорожим.
За их плечами десятки операций за рубежом, тысячи операций в стране, сотни спасенных жизней. Оттуда начиналось многое из лучшего в системе МЧС – это и кинологическая служба, и психологическая, и разработка самых современных образцов техники, и спасательных инструментов, технологий.
«Центроспас» - с одной стороны, это детище, которым мы гордимся, с другой, мы росли вместе с этим отрядом. И приобретали опыт, и двигались вместе вперед./itar-tass.com/