13.12.2011 Гринпис России направил в Рослесхоз письмо о необходимости коренной переработки проекта приказа "Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров". Этот приказ, если он будет утвержден в нынешнем виде, неизбежно послужит причиной хаоса в системе охраны лесов от пожаров в начале пожароопасного периода следующего года, и чрезвычайно затруднит, или сделает невозможным, получение специализированными лесопожарными организациями лицензий на тушение лесных пожаров (обязательность таких лицензий вводится с 1 января 2012 года).
Аналогичное письмо будет в ближайшее время направлено в Министерство юстиции РФ.
Ссылки на предыдущие сообщения по данной теме:
Рослесхоз подготовил проект нормативов обеспечения лесных пожарных средствами пожаротушения
Подготовка к введению лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров полностью провалена
Ниже приводится текст письма.
№ 11 / 474
от 13.12.11
Руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Маслякову В.Н.
Уважаемый Виктор Николаевич!
28 ноября 2011 года на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства был размещен для проведения независимой экспертизы проект приказа Рослесхоза "Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров". Требования данного проекта необоснованны, не соответствуют реальным потребностям, и при существующем уровне финансирования лесного хозяйства практически невыполнимы. Введение этих требований неизбежно приведет к невозможности организации эффективной борьбы с лесными пожарами в рамках действующего законодательства (с учетом введения лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров с 1 января 2012 года).
В частности, представляется совершенно необоснованным установление отдельных требований по пяти разным типам тракторов и бульдозеров, шести разным типам автомобилей и тягачей, четырем типам мотопомп и противопожарных установок высокого давления, и трем типам почвообрабатывающих орудий. В настоящее время финансовые возможности специализированных лесопожарных организаций весьма ограничены, что связано с недостаточностью бюджетного финансирования и почти полным отсутствием у лесного хозяйства источников собственных средств, которые могли бы направляться на охрану лесов от пожаров. В этих условиях специализированные лесопожарные организации вынуждены использовать технику, закупленную до введения нового лесного законодательства, или закупать новую в весьма ограниченном ассортименте. Чрезмерная детализация требований в большинстве случаев приведет к тому, что специализированные лесопожарные организации смогут соответствовать им по общему количеству техники, но принципиально не смогут соответствовать по ее ассортименту. В результате они будут вынуждены тратить чрезмерные для лесного хозяйства средства на закупку техники и оборудования недостающих типов, а также на подготовку персонала с новыми видами техники, на ее обслуживание и ремонт. Расходы на закупку новых, в том числе экзотических для российского лесного хозяйства, видов техники и оборудования в масштабах страны будут сопоставимы с совокупными расходами лесного хозяйства на тушение лесных пожаров. Это во многих регионах приведет к ситуации, при которой разнообразие лесопожарной техники и оборудования будет обеспечено, а работать на ней будет некому (или же уровень оплаты труда не будет обеспечивать мотивацию работников к эффективной борьбе с пожарами). С учетом фактически сложившейся в лесном хозяйстве ситуации необходимо укрупнение учитываемых типов техники и оборудование (объединение всех типов тракторов и бульдозеров, всех типов лесопожарных автомобилей, всех типов мотопомп, всех типов почвообрабатывающих орудий, пригодных для прокладки минерализованных полос).
Предлагаемые нормативы обеспеченности лесопожарных организаций высоконапорными мотопомпами и установками противопожарными высокого давления необоснованны, не соответствуют потребностям лесного хозяйства и сложившейся практике борьбы с лесными пожарами. Эти виды лесопожарного оборудования стоят весьма дорого, но могут использоваться лишь в весьма ограниченном числе случаев, поскольку требуют специальных средств для доставки к местам пожаров, использования специальных дорогостоящих рукавов и других комплектующих. В равнинных лесах использование этого оборудования не дает никаких преимуществ по сравнению со стандартными мотопомпами. В практике тушения лесных пожаров высоконапорные мотопомпы и противопожарные установки высокого давления используются мало, опыт их применения не выходит за рамки производственных экспериментов и показательных мероприятий. С учетом крайне ограниченного финансирования лесного хозяйства представляется необходимым исключение этих позиций из перечня обязательного оборудования.
Необоснованны также требования по обеспечению специализированных лесопожарных организаций средствами радиосвязи. В ряде регионов с хорошим покрытием сотовой связи эти требования являются излишними или сильно завышенными. В тех регионах, где средства радиосвязи нужны, соотношение типов этих средств должно определяться особенностями местности и уже имеющимся оборудованием. Установление единых для всей страны или всего лесного района требований по организации радиосвязи не соответствует потребностям лесного хозяйства.
Нормативы обеспеченности средствами пожаротушения в данном проекте приводятся к площади (в штуках на тысячу гектаров). Однако, в проекте не указывается, какая площадь подлежит учету: площадь всех лесов лесного района (с учетом того, что лесопожарная организация, получившая лицензию, может действовать на территории нескольких субъектов РФ - ст. 9 федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".), площадь всех лесов субъекта РФ, площадь покрытых лесом земель субъекта РФ, площадь земель лесного фонда субъекта РФ, или какая-либо иная. Не указывается также, должны ли учитываться леса, поставленные на государственный кадастровый учет, или леса, учтенные в государственном лесном реестре, или леса, учтенные государственной инвентаризацией лесов, или леса, учтенные последним лесоустройством. В отдельных случаях это может приводить к очень большим разночтениям (в десятки процентов), касающимся площади и, соответственно, количества требующегося оборудования.
Кроме того, в настоящее время существование " Нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров" не предусматривается ни Лесным кодексом РФ, ни каким-либо иным федеральным законом. Утверждение Рослесхозом нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров, предусматривается в настоящее время только проектом постановления Правительства РФ "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров". Однако, данный проект не входит в действующее законодательство Российской Федерации, и в какой именно редакции он будет утвержден, пока неизвестно. Срок проведения независимой экспертизы проекта данного постановления Правительства РФ, разработанного МЧС РФ, истекает лишь 1 января 2012 года. Вступление в действие этого нормативно-правового акта может произойти не ранее конца января 2011 года. Таким образом, проект приказа Рослесхоза "Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров" разработан на основании несуществующего акта Правительства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, просим Вас отказаться от утверждения приказа "Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров" в предлагаемой редакции, и провести его полную переработку с учетом требований действующего законодательства, реальных возможностей и потребностей лесного хозяйства, и сложившихся подходов к тушению лесных пожаров.
С уважением,
Руководитель лесного отдела А.Ю.Ярошенко/forestforum.ru/