29.11.2011 Готовность к экстремальным ситуациям в последнее время стала весьма востребованным и конкретным показателем. Город можно считать безопасным, если многие вопросы проживания решаются профессионально и с долгосрочной перспективой. Эта тема стала предметом беседы корреспондента «ГИ» с первым заместителем главы администрации города Сергеем ПОНОМАРЕВЫМ.
– Сергей Петрович, думаю, стоит начать со структуры служб, призванных обеспечивать безопасность города и его жителей.
– При администрации города есть управление по делам ГО и ЧС, на которое возложено очень много задач. Там работают 20 квалифицированных спасателей, пять смен по 4 человека в каждой. У этой службы нет ни выходных, ни праздников, она на первой линии любой чрезвычайной ситуации, возможной в городе: будь то пожар, наводнение, автомобильная авария, сосульки на крышах или просто захлопнувшаяся дверь в квартиру.
Есть еще и ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба, телефон которой – 112. Это пилотный проект, он во многих регионах России еще не внедрен. Важная часть работы, поскольку принять на себя все звонки жителей города и оперативно разобраться с ними непросто. Сколько раньше было ведомственных служб со своими штатами, каждая из которых принимала информацию, касающуюся сугубо своего ведомства. Теперь это 30 человек, которые круглосуточно получают все сигналы и направляют спасателей.
В городе создана и работает комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которую я возглавляю. В этот общественный орган входят представители администрации и предприятий жизнеобеспечения города, которые должны и способны принимать адекватные решения по поводу тех или иных происшествий. В текущем году мы собирались не менее 15 раз по самым разным вопросам — от сильных морозов минувшей зимой – до подготовки избирательных участков. Это важно, ведь на 51 участке будет установлена система электронного голосования, и просто необходимо, чтобы там не было сбоев. На десяти из них придется устанавливать резервное электропитание в виде электрогенераторов.
В Курске существует система антикризисного управления. Комиссия и городское управление — часть этой системы, ее проводники и инициаторы. Скажем, сегодня никого в Курске уже не удивишь большими экранами на улицах – ОКСИОНАМи. Они дают возможность человеку оперативно получить информацию о той или иной внештатной ситуации и о конкретных проблемах, с ней связанных. Сейчас в режиме видеоконференции ежедневно проходит общение всех служб жизнеобеспечения города. Подключены и медицина катастроф, полиция, пожарные части, городские электросети, МРСК, «Квадра» и многие другие организации. Одним словом — все, кто должен оперативно реагировать на чрезвычайную ситуацию, имеют видео контакт с главным управлением МЧС по Курской области, руководитель которой Василий Зубков эти видеоконференции проводит.
Мы собираемся делать такую же видеосвязь с округами и со всеми городскими службами, которые в ответственных случаях должны быть рядом, скажем, в наших управляющих компаниях. Кроме информационной доступности, это еще и дисциплинирует.
– Вернемся к единому телефонному номеру вызова экстренных служб «112» и к преимуществам этого формата?
– Повторюсь: нет ведомственности, которая порой вредила делу. Раньше нельзя было проверить своевременность исполнения заявок, вовремя по звонку примчались или затянули на несколько часов? А теперь фиксируется каждый звонок электронным способом, заносится в карточку, которая не уходит от диспетчера, пока он не получит информацию о выполненной работе. Появляется возможность предотвратить чрезвычайную ситуацию еще до ее возникновения. Так сегодня работает весь мир…
Дело это серьезное и технически непростое. Мне довелось принимать участие в работе комиссии по приемке системы «112»: были задействованы Минсвязи, МВД, Минздравсоцразвития и многие другие организации федерального и регионального уровней.
– Много говорят о различных системах видеонаблюдения в городе.
– В Курске уже установлено 26 телекамер в самых ответственных точках города: это Красная площадь, площадь Перекальского, Московская… Всегда можно посмотреть, что там происходит, оценить ситуацию, зафиксировать подробности. Многие проблемные вопросы можно оперативно решить, просто просмотрев видеозаписи. Есть камеры, фиксирующие скоростной режим на улицах, – нарушителей пока много, и с этим нужно основательно работать.
Добавлю к теме: сегодня на всех оперативных автомашинах и общественном транспорте устанавливаем приборы системы «Глонасс». В любой момент можно определить, где находится та или иная машина. На некоторых остановках появились информационные табло, которые становятся все более востребованными. Удобно, полезно и напрямую способствует безопасности…
– Нынешний генплан предусматривает вывод ряда предприятий за пределы густонаселенных районов. Реальна ли такая задумка?
– В полном объеме это будет выполнено не скоро. Впрочем, если год назад у нас было 17 потенциально опасных предприятий, где использовались хлор, аммиак или что-либо столь же токсичное, то сегодня осталось всего три, с которыми мы стараемся работать в плане совершенствования технологий и повышения безопасности производственного процесса. Такой путь гораздо реальнее и несравненно дешевле… Можно вспомнить золошлаковые отвалы ТЭЦ-1. Давно не применяют уголь, но отвалы остались, и с ними нужно работать. Не самое приятное место, но особых опасений не вызывает. По сути это технологическая площадка, которая в одном месте залита водой, чтобы не пылила, в другом уже заросла, и там даже можно строить все что хочешь. Чтобы мельчайшие частицы шлака не разносились ветром, существуют определенные технологии, применение которых этому процессу препятствует. Одним словом, этот участок Курска — всегда в сфере нашего внимания.
– Много ли хлопот с летним отдыхом курян у воды?
– Проблем хватает, но и здесь есть определенные позитивные подвижки. В черте города мы имеем пляжи муниципальные и те, которые находятся в собственности предпринимателей. Спасатели и медики есть на тех и других, и стоит отметить, что ни одного погибшего в текущем году на них не было. Это очень хороший показатель.
На прочих водоемах в этом году мы потеряли 9 человек, в прошлом — более 20. Хотя, может быть, нынешний купальный сезон был не таким жарким. Прошлое лето многому нас научило. В частности, стали организовывать дополнительные рейды оперативных групп по водоемам города, где нет организованных пляжей.
Однако есть еще и зимние проблемы. Скоро реки, озера, пруды покроются льдом, и беспокойство вернется. Спасателей возле каждого водоема не поставишь, нужно, чтобы люди сами хорошо понимали опасность, всем миром следили за этой ситуацией. Особенно важно сдерживать ребятишек.
– Всем памятны пожары во многих регионах России прошлым и нынешним летом, но Курск это, к счастью, миновало.
– В основном, если сравнивать с другими регионами, миновало, но это вовсе не случайная удача. В черте города — три тысячи гектаров собственного леса, в том числе много хвойного. Там же расположены зоны отдыха, детские оздоровительные лагеря, санатории-профилактории. Пожарная опасность на этих участках в жаркое время очень велика. С прошлого года расчет пожарной машины дежурит не на базе, а располагается в оздоровительном лагере имени Ульяны Громовой, чтобы в случае чего мигом домчаться до тех детских лагерей, что расположены рядом. Там же находятся поливально-моечные машины с запасом воды, чтобы пожарная машина не ездила к водоему. Кстати, на Сейме оборудовали специальные подъезды и пирсы для заправки машин водой…
В результате опасных пожаров в тех районах не было. Да и ребятишкам в лагерные смены прививаем навыки спасателей, они обходят дозором свои лесные владения, смотрят, нет ли дыма, Это уже становится хорошей традицией.
Но опять же — человеческий фактор. Когда в особо пожароопасный период запрещаем курянам заходить в лес, многие это игнорируют, да еще жгут костры, бросают окурки, с чего может начаться самый страшный пожар. Мы были свидетелями, как в прошлом году горел маленький участок леса по дороге на Воронеж – с трудом далось отстоять ближайшие постройки, могла полыхнуть и подшипниковая компания. Сосна взрывается как факел, огненный шар летит по ветру и падает на жилые дома.
Глава МЧС России Сергей Шойгу недавно проводил селекторное совещание, где сообщил, что в октябре-ноябре текущего года резко увеличилось количество пожаров в частных домовладениях. Сегодня в России случается по 500 пожаров в день. Причем во многих случаях причина возгораний все та же — человеческий фактор. Есть так называемая группа риска, с которой приходится работать уличкомам, службам социальной защиты, участковым инспекторам, представителям администрации. Но многое зависит от соседей, которые не должны молчать, если видят, что неблагополучная семья может представлять опасность.
Уже в прошлом году мы начали следить за пожарной обстановкой с высотных домов. В этом году повесили телекамеры на трубы ТЭЦ-1. Теперь диспетчер ЕДДС-112 может наблюдать ситуацию на экране.
Если продолжить разговор о применении в противопожарном деле современных технологий, то есть возможность готовить паспорта безопасности на проблемные объекты города, где предусмотрена даже модель 3D конкретного объекта — можно дистанционно определить, скажем, с какой стороны лучше подъехать технике, где расположены гидранты и другие узловые точки. Все это входит в систему «Безопасный город» и в антикризисное управление.
– В свое время на каждом предприятии существовала добровольная пожарная дружина, которая могла оперативно отреагировать на возгорание.
– Хорошая традиция, и к ней нужно вернуться, тем более что вышел закон «О добровольной пожарной охране». В Курске на 12 объектах такие дружины уже созданы. Но это количество нас, конечно, не устраивает. Каждое предприятие должно иметь в своем составе людей, знающих, что нужно делать при возгорании, и умеющих руководить людьми. А то ведь даже огнетушителями пользоваться не умеют…
– В разговоре о чрезвычайных ситуациях не обойти тему африканской чумы свиней.
– Это был экзамен для нас. Конечно, мы знали, что это за болезнь, готовились к возможности ее появления на территории Курска, раздали памятки нашим жителям, которые держат свиней. Основной рекомендацией было не кормить свиней сырыми, непроваренными продуктами. Но, к сожалению, это сработало не полностью…
В радиусе пяти километров нужно было срочно забить свиней, подготовить места для захоронения, перевезти и захоронить, что потребовало больших сил и немалых средств. В пятницу болезнь была обнаружена, а уже в выходные дни мы обработали 287 голов. Предварительно на уровне области были подготовлены соответствующие документы, чтобы мы действовали не просто по собственному усмотрению, а законно.
Но, пожалуй, самым непростым делом было найти взаимопонимание с хозяевами этого поголовья более чем на 80 подворьях. Была семья, у которой пришлось забрать 63 поросенка.
Не обошлось и без досадных промахов. Скажем, нужны были транспортные средства для доставки свиней и средства погрузки. Сформировали восемь бригад, нашли погрузчики, но многие из рабочих, как только узнали, о чем идет речь, наотрез отказались.
Прописать заранее все нюансы той или иной ситуации невозможно. Позже, когда карантинная зона расширилась до 20 километров, в нее попали Знаменский учхоз и колония в поселке Косиново, где тоже свиней разводят, – возникли новые проблемы. Многое пришлось оперативно решать тогда «с нуля», но появился опыт, который иначе как на практике не приобретешь.
А в целом можно так сказать: в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций все не предусмотришь, но к любому происшествию нужно быть готовым. Позиция «кто же знал…» здесь не пройдет.
Порой незаметный для рядового горожанина труд людей, готовых противостоять любой чрезвычайной ситуации, – это целая отрасль, где все большее внимание уделяется науке и современным технологиям. Но в ней не обойтись без преданности своему делу и готовности всегда быть на переднем крае при любом происшествии. Это тоже человеческий фактор, но с четким знаком плюс…/gi-kursk.ru/