10.11.2011 Гринпис получил ответ из МЧС на свое письмо министру С.К.Шойгу о сокрытии информации о лесоторфяных пожарах в Ивановской, Тверской и Ярославской областях. Письмо было отдано министру лично в руки, ответ пришел за подписью заместителя начальника Центрального регионального центра МЧС М.Ф.Салфетникова.
Гринпис просил провести служебное расследование деятельности главных управлений МЧС по Ивановской, Тверской и Ярославской областям в части информирования населения о пожарах и обеспечению безопасности населения, принять меры дисциплинарной ответственности к руководителям, и оказать содействие правоохранительным органам в выявлении и привлечении к ответственности должностных лиц территориальных органов МЧС РФ, виновных в искажении информации о ситуации с лесоторфяными пожарами в Ивановской, Тверской и Ярославской областях, по статье 237. Уголовного кодекса РФ - "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей".
С полным текстом письма можно ознакомиться здесь: Гринпис добивается привлечения к ответственности лиц, виновных в искажении информации о лесоторфяных пожарах
В ответе МЧС говорится, что "вследствие того, что фактов нарушений действующего законодательства не обнаружено, привлечение начальников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации к дисциплинарной ответственности не проводилось ... реагирование на сообщения о природных пожарах было своевременное. Население о пожарной обстановке информировалось своевременно в необходимом объеме".
С текстом ответа МЧС можно ознакомиться в конце данного сообщения.
Это очень важный и информативный ответ: он показывает, что в связи с особенностями ведомственной системы учета пожаров, задачу эффективного учета пожаров на природных территориях в рамках МЧС решить невозможно даже на уровне министра С.К.Шойгу. Такой показатель, как "площадь открытого горения, подлежащего тушению непосредственно на момент выезда подразделений ФПС", для учета природных пожаров в принципе не подходит - поскольку при торфяных пожарах открытого горения может не быть, а на лесные пожары подразделения ФПС (федеральной противопожарной службы) в большинстве случаев и вовсе не должны выезжать. Таким образом, учитываемый МЧС показатель площади пожаров, о котором идет речь в полученном ответе, в реальности совершенно не отражает ситуацию с пожарами на природных территориях.
Фактически ответ МЧС вносит полную и окончательную ясность в вопрос о том, какие проблемы, касающиеся природных пожаров, можно и нужно решать во взаимодействии с МЧС, а какие необходимо решать иными путями. Недавние встречи с руководством МЧС дают надежду на то, что взаимодействие между МЧС и общественными организациями в части реагирования на конкретные пожары в следующем году окажется более эффективным, чем в 2010-2011 г.г. Однако, совершенно очевидно, что для адекватного информирования населения и органов государственной власти о ситуации с пожарами на природных территориях, и в особенности на торфяниках, необходимо выстраивать какую-то параллельную систему, позволяющую фиксировать именно пройденные огнем площади за сутки или иные промежутки времени, а также площади торфяных пожаров.
Ниже приводится ответ, полученный из МЧС.
МЧС РОССИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
121352 г. Москва, ул. Давыдковская 7а, а/я 46
Тел.: 443-82-84
Факс: 449-35-36, 445-23-21
Исполнительному директору отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - ГРИНПИС С.А. Цыпленкову
Ленинградский пр-т, д.26, корп.1 г. Москва, 125040
Уважаемый Сергей Александрович!
Ваше обращение в адрес МЧС России от 1 1.09.201 1 №11/341 рассмотрено Центральным региональным центром МЧС России с выездом комиссий в главные управления МЧС России по Ивановской, Тверской и Ярославской областям. По фактам указанным в Вашем обращении сообщаю следующее.
Главными управлениями МЧС России по Ивановской, Тверской и Ярославской областям в соответствии с приказом Центрального регионального центра МЧС России от 19.04.2011 № 150 был развернут оперативный штаб по контролю пожарной обстановки на территории указанных областей на базе государственных учреждений «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации» с привлечением межведомственной рабочей группы.
Разница в размере площади возгораний, между главными управлениями МЧС России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений вызвана тем, что данными структурными подразделениями осуществляется фиксация площади пройденной огнем, в то время как главными управлениями МЧС России фиксируется площадь открытого горения, подлежащего тушению непосредственно на момент выезда подразделений ФПС.
Нормативов, предусматривающих временной промежуток, в течение которого должен быть ликвидирован очаг возгорания, и определяющих оперативность тушения в системе МЧС не существует. Оперативность, ликвидации очагов возгорания зависит от местности, проходимости людей и техники к месту возгорания, вида и категорийности пожара, площади, охваченной oгнем, погодных условий.
Согласно письмам администраций указанных Вами районов Ивановской. Тверской и Ярославской областей в период с июня по сентябрь текущего года на территориях районов случаев ухудшения экологической обстановки не отмечалось. Санитарно-профилактические мероприятия не проводились.
Также по информации главных врачей Центральных районных больниц указанных Вами районов граждане с жалобами об ухудшении самочувствия в период возникновения природных пожаров не обращались, случаев смертности от вторичных факторов природных пожаров не зафиксировано.
С учетом опыта предыдущих лет и прогнозом на 2011 год для выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населения и территорий в летний пожароопасный период была создана группировка сил и средств Центрального региона, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, в составе: 75151 чел. личного состава; 18621 единица техники.
Ежедневно на территориях субъектов Российской Федерации Центрального региона осуществлялось до 25 воздушных разведок силами МЧС России и территориальной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, дополнительно привлекалось от 350 до 400 оперативных групп по контролю за лесопожарной обстановкой.
Кроме этого активно проводилась работа со средствами массовой информации по вопросам информирования населения о соблюдении правил пожарной безопасности в населенных пунктах примыкающих к лесным массивам, а так же о способах и методах тушения лесоторфяных пожаров.
Налажено тесное взаимодействие с редакциями 70 телерадиокомпаний, 426 печатными изданиями, 45 радиоканалами и 18 информационными агентствами.
За истекший период 2011 года подготовлено более 46 000 информационных материалов.
На экранах Общероссийской комплексной информационной системы информирования и оповещения населения было продемонстрировано более 1640 видеороликов по тематике: «Борьба с природными пожарами».
В следствии того, что фактов нарушений действующего законодательства не обнаружено, привлечение начальников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации к дисциплинарной ответственности не проводилось.
Исходя из вышеизложенного следует, что факты, указанные в обращении не подтвердились, реагирование на сообщения о природных пожарах было своевременное. Население о пожарной обстановке информировалось своевременно в необходимом объеме.
Благодарим Вас за активную позицию в деле обеспечения пожарной безопасности граждан.
Кроме того, в пожароопасный период 2012 года мы согласны с Вами тесно взаимодействовать в целях обеспечения пожарной безопасности граждан.
С уважением, Заместитель начальника центра М.В. Салфетников/forestforum.ru/