07.11.2011 ВидеоРолик
shok_darvina
November 3rd, 13:40
Вчера вместе с представителями МЧС и Гринпис мы посетили местечко Берендеево, что в Ярославской области.
Там находится один из тех торфяников, которые летом регулярно горят. Правильнее даже сказать, что тлеют они круглогодично, даже под снегом температура в верхнем слое торфяника находится на уровне 20 градусов, и чем ниже, тем температура его выше. Но летом благодаря погодным условиям, она повышается, в результате чего мы и имеем из-за этого проблемы.
Причин этому множество:
Во-первых, торфяники сейчас не разрабатываются - с ними никто не хочет работать, поскольку есть газ. В Европе, торфяники являются важным ресурсом - там торфяные брикеты используются для отопления домов, а у нас этот гигантский, экологически чистый ресурс, сейчас никак не используется, торфяники становятся заброшенными это одна из причин их возгорания.
Во-вторых, по иронии судьбы именно около торфяников живут люди. Это те самые бывшие работники, оставшиеся ещё со времён СССР, их дома находятся совсем рядом с торфом.
В-третьих, стало меньше крупного рогатого скота. Если раньше скотина просто выщипывала всю траву в округе, и было просто физически нечему гореть, то сейчас бурьяном заросло всё вокруг. Уменьшение количества скота связано не только со стагнацией сельского хозяйства, но и с переездом людей в города - скотину становится просто некому держать.
В-четвёртых, из-за сокращения количества населения в провинции и его перехода на газ, перестали вырубать для отопления домов сухостой. В итоге он служит отличной средой для возгорания.
Всё это объективные причины, почему в последние годы проблем с возгоранием торфяников стало больше.
Теперь о том, как лесники и помогающая им МЧС тушат эти пожары. В этом году, в основном за счёт Сибири, где доступ в леса ещё более сложный, чем в Европейской части России, площадь пожаров была больше, чем в предыдущем, но население эти пожары затронули меньше. Лесники стараются на раннем этапе гасить все очаги. В случае если пожар сложный на помощь им приходит МЧС. Любой населённый пункт находящийся в не менее, чем 500 метрах от кромки леса, объявляется пожароопасным и к нему со стороны пожарных повышенное внимание.
Есть разница в учёте пожаров гринписовцами и МЧС. Гринпис часто обвиняет пожарных, что они занижают площадь пожара. По словам пожарных, это не так. Просто Гринпис и Лесхоз считают выгоревшие участки, а пожарные потушенные. Приведу пример: выгорело 10 га леса, пожар обнаружили, не смогли потушить сами лесники и вызывают МЧС. Приезжают пожарные и гасят 1 га, на котором полыхало открытое пламя. На остальных 9 га пожара уже нет - там огонь прошёл, поэтому пожарные их и не считают. А Лесхоз для общего отчёта сгоревших лесов считает всё. Эти же цифры и использует Гринпис. Поэтому их цифры гораздо больше цифр пожарных.
С пожарами МЧС борется оперативно. Этот посёлок стоящий рядом с торфоразработками, имеет в основном деревянные дома, и ни один из них не сгорел.
Разумеется, что МЧС не может физически постоянно держать бригады у лесов и торфяников - они туда выезжают, когда уже пожар начался. Поэтому в МЧС и призывают Гринпис сообщать им всю информацию о пожарах, чтобы действовать сообща. Во время нашей встречи, гринписовцы были за, но в тоже время, когда их спросили готовы ли они подписать с МЧС договор о том, чтобы на его основе было можно вместе сотрудничать, гринписовцы это сделать почему-то отказались. Гринписовцы говорили, что они звонят 01 и сообщают о пожарах, но на это нет реакции. Сотрудники МЧС говорили нам, что невыезд на место пожара это одно из тягчайших должностных преступлений, какое только может быть. За это можно сразу вылететь с работы. Что если человек звонит с сообщением о пожаре, на это обязательно будет реакция в виде приезда пожарных. Мне лично самому ни разу не доводилось слышать, чтобы пожарные не приезжали. Я слышал, что опаздывают из-за трудного подъезда к месту пожара, но чтобы не приехали, не слышал ни разу. Сам часто был свидетелем, когда даже небольшую загоревшую помойку приезжали тушить очень быстро. А о том, что пожарные не приезжают я слышал только из уст сотрудников Гринпис.
Вообще, как я заметил, гринписовцы и пожарные общаются нормально. Только у пожарных возникает недоумение, когда после очередной встречи с гринписовцами и нормального общения с ними, на следующий день на сайте Гринписа пожарные читают разные гадости о себе. Тушилы не могут понять, почему экологи не говорят им о своём неудовольствии в глаза, а высказывают это уже после встречи, на своём сайте.
Вот кто ругался с гринписовцами когда мы приехали в Берендеево, так это местный лесник. Старичка возмущало, что экологи везде говорят о том, что никто ничего не делает.
Лесник говорил, что своими руками постоянно тушит пожары и ему больно читать те небылицы, что пишут о нём зелёные. В ответ на это, гринписовцы всё же сказали леснику спасибо за его труд в тушении пожаров.
Если резюмировать всё увиденное мною в поездке, то не могу не отметить, продолжающихся противоречий МЧС и Гринпис. Всё-таки несмотря на несколько встреч, что проходили между спасателями и зелёными, они ещё далеки от единого знаменателя и у меня возникает ощущение, что юлит именно Гринпис. МЧС делает им конкретные предложения, а экологи на них никаких ответов не дают. Прошлый раз Цаликов предлагал сообщать гринписовцам обо всех известных им пожарах, им дали телефоны руководителей вплоть до замминистра. Гринписовцы тогда говорили, что они общественники и непонятно почему должны этим заниматься. Вчера они тоже уходили от прямых ответов в частности на вопрос о подписании соглашения.
В тоже время, возникла парадоксальная ситуация, когда Гринпис узнаёт о лесных пожарах раньше самих пожарных. Сами зелёные говорят, что жители почему-то звонят им, а не по 01, возможно они чего-то боятся, хотя чего бояться, при звонке по 01, я честно говоря, не совсем понимаю. А дальше, вместо того, чтобы передавать информацию пожарным, гринписовцы начинают писать об этих пожарах на своих сайтах обвиняя пожарных, что они ничего не делают, в то время, как в МЧС по этому пожару так никто и не позвонил. Не знаю, насколько верна эта информация, но по словам одного из местных жителей, за сообщение о лесных пожарах осведомители получают от Гринпис 15000 рублей. Если это так, то становится понятно, почему в таких случаях звонят именно им, а не пожарным.