01.11.2011 Проработавшая в столичном регионе ровно 16 лет Московская служба спасения (МСС) с нового года прекращает свое существование. В субботу руководство МСС сообщило коллективу о предстоящих массовых сокращениях – работу потеряют около 200 специалистов. В понедельник коллектив МСС направил письмо мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой сохранить службу. «В преддверии «проекта 112» сотрудники МСС, со своими знаниями, умениями и навыками, оказались невостребованными, выкинутыми на улицу», – констатируют авторы письма.
С 1 января 2012 года в Москве начинает работу Государственное казенное предприятие «Телефон спасения 112». Забирая себе номер 112, эта структура заменяет информационный центр МСС. Работать оно будет на базе Центра управления сил московской пожарной охраны Главного управления противопожарной службы Москвы. В каждой смене нового госпредприятия будет работать по восемь операторов, задачей которых станет перераспределение звонков в соответствующие экстренные службы города. Часть диспетчерских функций возьмет на себя электронный оператор. Специалисты другого профиля в штате не предусмотрены. Столичное управление МЧС пока тоже не расширяет штат, чтобы взять на себя ту нагрузку, которую несла МСС.
«Московская Служба спасения – уникальный центр, – говорится в обращении к мэру. – Позвонив сюда, человек может попросить о любой помощи, начиная от запроса справочной информации и вызова сантехника до вызова на место ЧП оперативных служб. За эти годы сотрудниками была наработана огромная информационная база, выработаны алгоритмы отработки ЧП и ЧС, налажена работа с оперативными службами. Подготовлены высококлассные специалисты, которые доказали свой профессионализм, операторы, которые владеют не только алгоритмами приема и отработки информации, но и умением психологической поддержки в трудной ситуации. А попавший в беду человек знал, что набрав на телефоне 112 или 0911, он позвонит в Московскую службу спасения, и ему вызовут все необходимые службы».
Ежедневно, центр приема экстренных вызовов МСС принимает несколько десятков тысяч звонков от жителей Москвы, Подмосковья и сопредельных областей, а также принимает и отрабатывает обращения оперативных служб с просьбой передать вызовы за пределы Москвы, пишут авторы обращения. По их мнению, экстренные службы Москвы просто не справятся с этим потоком. «Что будет с городом и его окрестностями, если в одночасье исчезнет целая оперативная служба? В экстренной ситуации, когда нужна помощь, может оказаться любой из нас – от простого человека до чиновника», – напоминают специалисты МСС.
Столичные власти не склонны драматизировать ситуацию. «Московская служба спасения это акционерное общество – структура, которая продает свои услуги за деньги. Сейчас же создается государственная служба, и это можно только приветствовать, – считает зампред комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров. По его словам, казенное госпредприятие начнет работать с 1 января 2012 года в соответствии с законом об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы. «Поступающая на номер телефона спасения информация так же будет перераспределяться между МЧС, пожарными и полицией. Конечно, на начальном этапе будут накладки, но со временем они будут устранены», – считает Гончаров.
Решение о полном прекращении работы МСС принимало само руководство Службы, напоминает депутат. Теоретически предприятие могло бы продолжить работу в «автономном режиме». Что до возможности использования специалистов МСС в новой госструктуре, то, по словам депутата, «этот вопрос будет решать тот руководитель, которой будет заниматься набором персонала». Хотя, «по логике лучше взять на работу асов, а не людей с улицы», признается он.
В самой МСС не согласны с тем, что организация является коммерческой структурой, призванной исключительно зарабатывать деньги. По словам заместителя генерального директора МСС Андрея Кравцева, у истоков создания Службы в 1996 году стояло городское и федеральное руководство, а согласно всем документам столичного правительства МСС имеет официальные права и организационно входит в список структур, участвующих в отработке чрезвычайных ситуаций.
Впрочем, несмотря на то, что на сайте правительства МСС указывается в числе экстренных служб города, ее финансирование до сих пор действительно осуществлялось за счет коммерческих организаций – благотворителей. В частности, за счет операторов сотовой связи. Однако, на сегодняшний день все они, кроме «МТС» отказались от такой благотворительности (на что имеют полное право). И именно отсутствие финансирования, по словам Кравцева, стало причиной принятия решения о прекращении работы МСС.
Комплексную систему вызова экстренных служб через службу 112 (а не просто переадресацию звонков) планировалось построить еще к 2008 году, напоминает специалист, однако «теперь говорят уже о 2017 годе». Три года назад правительство одобрило Концепцию создания Единой службы спасения 112. Суть концепции проста – оператор должен принимать вызов, оперативно разбираться в ситуации, направлять на место экстренные службы и оказывать поддержку попавшим в беду людям до их приезда. В декабре прошлого года президент подписал указ о построении этой системы, согласно которому к 1 июля должно было появиться регламентирующее ее работу постановление правительства, а следом – нормативные акты субъектов федерации. Однако, такого постановления до сих пор нет.
Формально население не окажется без помощи экстренных служб, говорит Кравцов: на время «переходного» периода вместо человека на вызов будет временно отвечать автомат системы IVR (автоинформатор с возможностью набора номера), который сообщит человеку, что если у него пожар, пусть набирает 01, а в случае проблем с газовым оборудованием – 04. Но эта система, по его мнению, вообще не имеет права на существование по общепринятой Концепции, даже временно: ни один автомат не поможет, к примеру, человеку, заблудившемуся в лесу или оказавшемуся посреди реки на льдине. Кроме того, многие ЧП комплексные и требуют такой же комплексной помощи. «Последствия использования IVR будут тяжелыми, – считает специалист. – И, в конце концов, все придут к колл-центрам приема экстренных вызовов. Но самое ценное не компьютеры, а люди, которые сейчас никому не нужны». /«Газета.Ru»/