21.10.2011 Актуальные аспекты законодательного регулирования проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера рассмотрены на проходящей в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России международной научно-практической конференции.
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, парламентарии, представители органов государственной власти и управления, специалисты из стран СНГ, ученые обсудили опыт сотрудничества государств-членов ОДКБ в области подготовки и повышения квалификации специалистов, пути совершенствования правовой базы и правоприменительной практики, а также вопросы сближения законодательства государств-членов ОДКБ в области реагирования на чрезвычайные ситуации. Открыл работу форума заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев. Его выступление было посвящено вопросам гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Риск возникновения техногенных и природных катастроф, величина экономического и социального ущерба в случае возникновения аварий возрастают по мере увеличения числа потенциально опасных объектов на территориях стран из-за недостатка у них ресурсов для их предотвращения, недостаточного развития инфраструктуры, обеспечивающей своевременное и эффективное осуществление спасательных операций, и недостаточной согласованности различных ведомств, которые отвечают за безопасность, заявил вице-спикер Совета Федерации. Он напомнил, что решением стран-частниц ОДКБ созданы коллективные силы оперативного реагирования, в том числе силы для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предполагается использовать как в мирное, так и военное время. С российской стороны в их состав входит 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России. Его сотрудники проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на объектах с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, в труднодоступной местности, на акваториях и в горах, эвакуируют граждан из районов чрезвычайных ситуаций, в том числе из-за рубежа, обеспечивают сохранность гуманитарных грузов, материальных и культурных ценностей в этих районах, проводят пиротехнические работы.
Ю.Воробьев обратил внимание на то, что одной из основных задач создания коллективных сил стран–участниц ОДКБ является определение комплекса согласованных мероприятий гражданской защиты, направленных на создание объединенной группировки сил, способной оперативно прибыть в зону бедствия и приступить к проведению спасательных работ. "При этом основой развития коллективных сил должна стать дальнейшая гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", - подчеркнул сенатор. По его словам, это позволит унифицировать организационно-штатную структуру и оснащенность национальных сил, применять коллективные силы для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, использовать накопленный опыт национальных структур гражданской обороны при подготовке подразделений коллективных сил государств-членов Организации.
Вице-спикер Совета Федерации проинформировал коллег о том, что в России достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день, по его словам, это более 50 законов, свыше 20 указов президента России и около 300 постановлений правительства РФ и утвержденных нормативных документов. Считаю целесообразным использование накопленного нашей страной опыта при разработке правовых механизмов предусматривающих применение сил и средств стран-участниц ОДКБ при предупреждении и ликвидации ЧС, сказал Ю.Воробьев.
Заместитель председателя СФ отметил, что большое количество операций ООН имеет гуманитарную направленность. В этой связи, продолжал он, необходимо активизировать миротворческую деятельность ОДКБ, связанную с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вовлечь в этот процесс государственные органы управления, объединить их силы и средства для оказания медицинской и гуманитарной помощи. Он напомнил, что в 2010 году были сделаны очередные шаги к совершенствованию взаимодействия в области реагирования на чрезвычайные ситуации. Так, в декабре 2010 года на заседании Координационного совета по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ был рассмотрен вопрос и выработаны предложения по созданию единой системы реагирования на чрезвычайные ситуации. План мероприятий по ее созданию подготовлен, прошел согласование и будет вынесен на утверждение 10 декабря 2011 года. Этот план, по его словам, призван стать основным программным документом на ближайшие два года.
Ю.Воробьев перечислил требования, которым должны отвечать национальные формирования, входящие в состав коллективных сил ОДКБ. В их составе должны быть высокомобильные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, способные к немедленной переброске в пострадавшую страну, а также ведению автономных действий продолжительное время в зоне чрезвычайной ситуации. Эти силы, подчеркнул он, должны быть готовы к экстренному выдвижению в зону бедствия, а также выполнению основных видов восстановительных работ в пострадавших районах. Как заявил заместитель председателя СФ, должна быть достигнута максимально возможная унификация организационно-штатной структуры, технической оснащенности и экипировки спасательных формирований./regions.ru/