80 лет Авиалесоохране. Поздравляем коллег! : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:
Речевые сообщения
[24.11 1:21] 39/3491


Новые темы обсуждений:
Сообщения о пожаре
[24.11 6:51] 1/53
Подробнее

Новости и События

80 лет Авиалесоохране. Поздравляем коллег!
07.07.2011 7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин.

Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.

Еще на заре развития русской авиации (1915-1916гг.) летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали лесные пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории. Но, к сожалению, вследствие тяжелейшего экономического положения в стране в 20-х годах не представилось возможным начать эти работы в государственном масштабе. Для осуществления замыслов весной 1931 года начались подготовительные работы. Группа энтузиастов, инженеров лесного хозяйства Самойлович Г.Г., Румянцев С.П. и Стадницкий Г.В., по инициативе Союзлеспрома, проходят летную подготовку в школе Осавиахима и организуют первую авиационную экспедицию в период с 1 июня по 1 сентября 1931 года. Руководителем этой экспедиции назначается Г. Г. Самойлович, впоследствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой применения авиации в лесном хозяйстве Ленинградской лесотехнической академии.

С 7 июля по 11 августа состоялись опытные полеты с целью установления возможности определения места лесного пожара с летящего самолета. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.

Результаты работ экспедиции были одобрены Главлеспромом, который признал практически возможным и хозяйственно целесообразным включить авиаобслуживание в систему мер противопожарной охраны лесов СССР.

Опытные работы по применению авиации на охране лесов и для решения различных нужд лесного хозяйства были продолжены с 1932 по 1935 г.г. в Карелии, Ленинградской области, на Среднем Урале, в Коми АССР. Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель.

В этот же период проявляется активность ученых в комплексном использовании авиации. В 1932 г. в Шатурском районе Московской области под руководством Симского A.M. проводятся опыты по аэросеву лесных семян и тушению пожаров с воздуха химическими бомбами и путем слива растворов химиката с самолета, а также авиационное опыление лесов против сибирского шелкопряда.

В 1934 году в Егорьевском районе Московской области Серебрянниковым П.П. проводились первые опыты по применению взрывчатых материалов на тушении лесных пожаров.

Даже при небольшом опыте авиапатрулирования лесов становилось очевидным, что недостаточно обнаружить лесной пожар и своевременно сообщить о нем наземной охране. Необходимо было еще и организовать его тушение, обеспечив быструю доставку людей к месту пожара. И в 1934 году Г.А. Мокеев, впоследствии известный ученый лесопиролог, совершает впервые прыжок с парашютом для организации тушения лесного пожара.

В 1936 году создается Всесоюзный трест лесной авиации. Для организации этой работы в составе треста образуются 4 авиаотряда: № 1 - Семеновский а/о (г. Семенов, Горьковской области), № 2 - Красноборский а/о (с. Красноборск, Архангельской обл.), № 3 - Красноярский а/о (г. Красноярск), № 4 - Уральский а/о (г. Соликамск, Пермской области).

На авиаотряды были возложены задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ.

Авиаотряды Всесоюзного треста располагали своими самолетами, кадрами, специальным оснащением, имели собственную аэродромную сеть, средства технического обслуживания и ремонта самолетов.

К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. Несмотря на тяготы войны авиационная охрана лесов не была прекращена. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные. Уже в 1941 году из оставшихся летчиков-наблюдателей организуются курсы пилотов. Придавая огромное значение охране лесов, несмотря на кровопролитную войну, наше государство находит возможность выделять ресурсы для борьбы с лесными пожарами. В 1944 году увеличивается парк воздушных судов, растет охраняемая площадь лесов и численность личного состава. Славно трудились в те годы наши женщины, взвалившие и вынесшие все тяготы на своих плечах. Нельзя не отметить таких из них, как Груздова Евлалия Платоновна, Поздеева Нина Алексеевна, Бекряшева Галина Васильевна, Ратушная Мария Андреевна, Суханова Миля Павловна, Подосенова Александра Никифоровна, Попова Валентина Николаевна, Варфоломеева Нина Алексеевна.

Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсмена СССР и мира Олехнович Гертруду Терентьевну. Невозможно забыть также пилота авиаотряда № 2 Кошубу П.Т., ушедшего на фронт в августе 1941 г., а уже в ноябре удостоенного звания Героя Советского Союза.

В довоенные и послевоенные годы происходили многочисленные структурные преобразования, которые в принципе не повлияли серьезно на авиационную охрану лесов.

Наиболее значительной вехой в преобразованиях явилось постановление Правительства СССР в июне 1948 года о передаче авиации Министерства лесного хозяйства СССР с самолетно-моторным парком, летным и инженерно-техническим составом Главному Управлению гражданского воздушного флота СССР (ГУГВФ СССР). В этом же году распоряжением Совета Министров СССР (подписал И.В. Сталин) разрешено Минлесхозу СССР организовать 7 авиабаз: Северную, Центральную, Уральскую, Западно-Сибирскую, Иркутскую, Якутскую и Приморскую.

В послевоенные годы Авиалесоохрана, вместе со всей страной, залечивая раны, восстанавливала разрушенное хозяйство. Становилось насущной необходимостью укрепить кадровый состав дипломированными специалистами. По решению государственных органов требовалось расширять охраняемую лесную территорию, создавать новые инфраструктуры, готовить профессиональных десантников- пожарных.

В последующие годы происходит образование новых авиабаз за счет разукрупнения ранее созданных. В 1954 году организуются: Молотовская авиабаза, переименованная в последствии в Зап.
Уральскую- г. Пермь; Красноярская- г. Красноярск; Забайкальская- г. Улан-Удэ; Приморская- г. Владивосток;

В 1958 году руководство всеми авиабазами возлагается на Центральную авиабазу. Охрану лесов в Министерстве лесного хозяйства в эти годы возглавлял Анцышкин Н.П. Начальником Центральной авиабазы был назначен работник аппарата Министерства Данилин Н.П., его заместителем Червонный М.Г. В 1959 году Центральная авиабаза переводится из г. Загорска в г. Пушкино. В 1960г. на должность начальника назначен Подольский В.В., переведенный с поста начальника Северной авиабазы. С 1973 года по 2000 год Авиалесоохрану возглавлял Андреев Н.А.

В середине 50-х заметно увеличился приток в Авиалесоохрану свежих сил. К руководству авиабазами на смену практикам приходят инженеры и техники лесного хозяйства (Щетинский Е.А., Гаврилкин В.Л., Червонный М.Г.). В вузах и техникумах проявляется большой интерес к профессии летчика-наблюдателя. На курсы летчиков-наблюдателей принимают наиболее подготовленных инженеров и техников.

Авиаконструкторы создают самолет АН-2, появляются первые вертолеты МИ-1, МИ-4.

Бурный рост авиалесоохраны приходится на 60 – 80 годы. Расширялась охраняемая территория, образовывались новые авиабазы и разукрупнялись старые, на вооружение поступали вертолёты, увеличивалась численность работников ПДПС. Для планирования авиалесоохранных работ были разработаны и утверждены нормативы численности команд, площадных нагрузок на воздушные суда, по налёту часов и другие. Система авиалесоохраны работала по научно обоснованной технологии, с соблюдением установленных режимов полетов. Молодые специалисты, выпускники лесных вузов и техникумов, с большим желанием шли работать в авиабазы. К середине 70-х численность работников авиалесоохраны достигла более 11 тысяч человек. Заметное влияние на развитие охраны лесов оказывают Скворецкий В.И., Чемоданов Б.М., Фетисов Е.А., Сенин А.В., Буцких А.П., Щетинский Е.А., Андреев Н.А., Щедрин Г.В., Добротворский М.М., Коровин Г.Н. и другие.

В 1962 г. образована Северо-Восточная авиабаза, в 1963г. - Сыктывкарская, в 1964г. - Читинская и Амурская, в 1973г. - Северо-Западная.

В 1975 году Уральская авиабаза была разделена на Уральскую и Тюменскую авиабазы. В 1976 году из Западно-Сибирской выделена Томская авиабаза.

В 1978 году образована Казахская авиабаза, в 1990 г.- Украинская, а в 1991 г.- Белорусская авиабазы.

Процесс дробления авиабаз продолжался вплоть до 2002 года. В этот период были организованы: Горно-Алтайское звено, (впоследствии Алтайская авиабаза); Камчатская авиабаза; Сахалинское авиазвено; Ханты-Мансийская авиабаза; Корякская авиабаза; Чукотская авиабаза; Приволжская авиабаза; Европейская авиабаза.

1990 годы продолжается научно-техническая работа по решению проблем: в области охраны лесов от пожаров. Сокращается процесс от научно-исследовательских работ до конструкторских испытаний. Весь цикл завершается в три года. Внедряются на производстве: плавающая мотопомпа «МЛП-0.2», воздуходувки, высоконапорные мотопомпы «МЛВ-1», «МЛВ-2», «МЛПУ-1.5»,. Задействованы в технологии по тушению лесных пожаров: самолеты-танкеры «Ан-2П», «Ан-26П», «Ан-32П», «Бе-200ЧС» самолет - амфибия «Бе-12П». Активно используются огнетушащие составы ОС-5, ФОС-ЧЕК и ФИНИФЛАМ в комплекте с пенно-генерирующими насадками. Идет применение мягких емкостей П.1.00.М, ВСУ-5 (ВСУ-5А) для доставки воды и огнетушащих жидкостей к местам лесных пожаров, забора воды на внешней подвеске вертолета «Ми-8Т», ИК - аппаратуры для обнаружения скрытых очагов пожара и т.д.

1993 год. Налажены постоянные контакты по обмену опытом с лесными службами США по тушению лесных пожаров в составе интернациональных пожарных команд быстрого реагирования.

1997 год. Разработаны и начали внедрятся в работу карманные компьютеры лётчика наблюдателя (ККЛН), для решения основных навигационных и лесопожарных расчётных задач.

В августе 1988 г. Центральная база авиационной охраны лесов реорганизована в Производственное объединение «Авиалесоохрана» с сохранением сложившейся структуры. А в 1994 году Постановлением Правительства Российской Федерации Производственное объединение «Авиалесоохрана» преобразовано в Центральную базу авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (с региональными подразделениями) в Федеральное государственное учреждение.

В 2000 годы вошло в практику использование компьютерной технологии по обработке оперативной информации о лесных пожарах. Произведено подключение «Авиалесоохраны» к глобальной системе Интернет с целью использования электронной почты для обмена информацией. Продолжает совершенствоваться технология тушения лесных пожаров. Широко используются воздуходувки, мотопомпы различной производительности для прокладки мин полос и подаче воды на кромку огня, ранцевые огнетушители ОР-1,ОР-У2 с гидропультами из титана и нержавеющей стали. Для повышения оперативности обнаружения и качества авиационного обслуживания пожаров вновь созданы отряды (и авиазвенья) лесной авиации – «Лесавиа» (Центральная авиабаза и ее филиалы: Северо-Западная, Северо-Восточная, Красноярская, Амурская авиабазы, Горно-Алтайское и Сосново-Озёрское авиазвенья). Которые оснащены самолетами Ан-2, АН-3, ИЛ-103, АН-24, Ан-26, Бе-12П, вертолётами МИ-2, Ми-8Т. Региональные авиабазы преобразуются в филиалы ФГУ «Авиалесоохрана».

2006 год. В состав ФГУ «Авиалесоохрана» входило 23 региональных авиабаз и одно авиазвено – филиалы ФГУ "Авиалесоохрана", где функционировало 262 структурных подразделения: 157 авиаотделений, 81 авиагруппа, 24 оперативные точки и 7 механизированных отрядов. В 5-ти авиабазах организованы отряды и в 2-х - авиазвенья ведомственной авиации. Охраняемая площадь лесов в 2006 году составляла 681,2 млн. га, из которых 215,5 млн. га отнесены к зоне космического мониторинга 1 – го уровня. На договорных началах базами авиационной охраны лесов охранялись оленьи пастбища на площади около 40.0 млн. га. Для выполнения полётов в 2006 году было арендовано 220 самолетов и вертолетов. А с учетом ВС ведомственной авиации их привлекается около 310 единиц.

Среднесписочная численность работников авиалесоохраны на 1.07.2006 года составила 6399 человек, в том числе летчиков-наблюдателей 360. Численность работников авиационного комплекса приближается к 1000 человек.

В среднем за последние 5 лет с помощью авиации обнаруживается 45,2 % пожаров. С применением авиационных сил и средств ликвидируется 37,5 % от числа возникших пожаров. Самостоятельно работниками ПДПС ликвидируется около 29,0 % пожаров от числа обнаруженных авиацией.

По своим масштабам и уровню подготовки служба авиационной охраны лесов России до конца 90-х по многим показателям значительно превосходила аналогичные службы в других странах, включая США, Канаду, Китай. Однако, в связи с ухудшением общей экономической ситуации в стране, сокращением финансирования авиалесоохранных работ, проведением административной реформы служба стала сдавать позиции. В 80-х годах, когда авиалесоохранные работы финансировались стабильно, с помощью авиации обнаруживалось до 85% лесных пожаров, сейчас же этот показатель снизился до 45,0 % и только по отдельным регионам он достигает 70%. Из-за недостаточного финансирования, низкой заработной платы, каждый год уменьшается численность работников парашютной и десантно-пожарной службы (ПДПС). В 2006 году она составила 3040 человек, т.е. за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза. По этой же причине стала не соблюдаться технология авиалесоохранных работ, фактическая кратность авиапатрулирования – один из основных показателей, характеризующих уровень авиационной охраны лесов, значительно уменьшилась. В 2006 году по сравнению с 1991 годом сократилась почти в 3 раза. Налет часов на авиалесоохрану с 1991 года постоянно уменьшается, и в 2006 году он составил 26,0 тыс. часов (1991 году – 101.1 тыс. часов). Сокращение фактического налета на авиапатрулирование сказалось и на оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров: до 16% пожаров обнаруживается несвоевременно, на больших площадях., значительная часть из них перерастает в крупные. За этот же период в несколько раз сократилась численность команд ПДПС, привлекаемых для маневрирования. Уменьшение численности работников, сокращение полетов привело к уменьшению количества пожаров, ликвидированных в расчете на одного работника ПДПС.

В связи с сокращением объёмов работ из-за недостаточного финансирования, невысокой заработной платы работников, нерешенности социальных проблем привлекательность лесоавиационной службы для молодых людей резко упала. Выпускники лесных вузов и техникумов находят более лучшие условия при трудоустройстве.

К середине 90-х годов по многим регионам стала ощущаться нехватка самолетов Ан-2, вертолетов Ми-2, серьезные проблемы возникли с обеспечением авиабензином. Небыло реальных шагов по использованию на авиапатрулировании легкомоторной авиации, в основном из-за отсутствия сертифицированных для авиалесоохранных работ самолетов и отсутствия средств у авиапредприятий на их приобретение.

В создавшихся условиях Центральная авиабаза была вынуждена пойти по пути создания ведомственной авиации. В 1994 году было организовано летное подразделение в составе Северо-Восточной авиабазы, которой в то время руководил ныне покойный Хобта Б.В., а в 1995 году Центральная авиабаза приняла в свой состав Владимирское государственное авиапредприятие. В последующем году организованы отряды ведомственной авиации в Северо-Западной авиабазе (г. Петрозаводск), Красноярской (г. Енисейск), Амурской (г. Свободный) и их подразделения в республиках Алтай и Бурятия.

Наличие собственного парка воздушных судов, географически равномерное расположение авиабаз-эксплуатантов обеспечивало проведение воздушных тренировок и выполнение лесопатрульных работ при малой и частично при средней горимости практически на большей части охраняемой территории. Вкладывая средства в подразделения ведомственной авиации, Центральная авиабаза планировала ее развитие, производила ремонт, расстановку ВС по регионам, контроль за безопасностью полётов. В последние годы налет ведомственной авиации составлял до 40,0 % от общего налета. Парк воздушных судов ведомственной авиации «Авиалесоохрана» насчитывал 103 единицы, в том числе 67 самолетов Ан-2, 1 вертолет Ми-8МТВ, 5 - Ан-26, 2 - Ан-24, 2 - Ан-3, 18 - Ми-8Т, 7 - Ми-2, 1 - Ил-103. Региональные авиабазы владеют 75 аэродромами и посадочными площадками, оборудованными заправочными установками.

Кроме тушения пожаров авиабазы занимаются и не менее важной работой – они осуществляли лесопатологический мониторинг на охраняемой территории. Это общий лесопатологический надзор, который позволяет выявлять очаги массового размножения вредных насекомых на ранних стадиях развития. Специалисты авиабаз принимали непосредственное участие в борьбе с вредителями леса. Выполнены авиахимработы на площади более 20.0 тыс.га лесного фонда в республике Бурятия, Владимирской и Тверской областях.

Новой задачей, которую ФГУ "Авиалесоохрана" выполняла в течение 2-х лет, является мониторинг за состоянием и организацией лесопользования в субъектах РФ на площади более 100 млн. га. Это большой участок работы, под который создано 5 центров мониторинг лесопользования, задачей которых является сбор и обработка информации о всем лесосечном фонде РФ на охраняемых авиалесоохраной территориях.

В двух федеральных округах (Дальневосточном и Сибирском) были созданы Лесопожарные региональные центры по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, сбору и обработке информации о лесных пожарах и проведения оперативного маневрирования силами и средствами пожаротушения.

В 90-ые годы проводились работы по внедрению многих новых средств пожаротушения. Хорошо зарекомендовали себя водосливные устройства ВСУ-5 с дозированной подачей смачивателей для тушения пожаров с воздуха. Для повышения эффективности тушения пожаров с воздуха применяются пенообразователи, смачиватели и другие огнегасящие составы, использование которых повышает эффективность работы. Однако, недостаточное количество сил и средств на тушение лесных пожаров, недостаток вертолётной техники приводят к снижению показателей работы авиалесоохраны.

Одним из значимых достижений Авиалесоохраны является разработка и ввод в эксплуатацию в 2005 году информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза (ИСДМ Рослесхоз). Работы по созданию этой системы велись на протяжении последнего десятилетия консорциумом институтов Российской академии наук, Рослесхоза, Росгидромета и других организаций при участии Авиалесоохраны.

По оценкам специалистов ИСДМ Рослесхоз стала фактически чуть ли не единственной в России системой экологического мониторинга, работающей в масштабе всей страны в режиме реального времени с использованием спутниковых данных, данных системы грозопеленгации и ГИС технологий для формирования ежедневной отчётности и принятия управленческих решений. Пользователями этой системы в настоящее время являются более 200 организаций лесного хозяйства, лесной промышленности, Росприроднадзора, МЧС и других. Круг пользователей системы интенсивно расширяется, что свидетельствует о её востребованности.

Предусматривается дальнейшее развитие системы грозопеленгации, искусственное вызывание осадков из конвективной облачности и другие.

Позитивные изменения в международных отношениях позволили наладить деловые контакты с зарубежными коллегами и взаимно обогатиться достижениями в области охраны лесов от пожаров. Особый интерес для россиян представляет большой опыт американцев и канадцев в авиационно-танкерной технологии тушения пожаров, применении огнетушащих составов, использовании спутниковой информации, работе диспетчерских пунктов. Также важны и такие проблемы, как опыт организации тушения крупных пожаров, программа контролируемых выжиганий, вопросы охраны труда и техники безопасности, подготовка и повышение квалификации и другие аспекты, где с точки зрения наших профессионалов американская служба добилась заметных успехов. Интересен и опыт Китая в применении воздуходувок при тушении лесных пожаров, особенно беглых. Налаживаются связи с Ираном, который планирует наладить подготовку своих специалистов на основе российского опыта.

Несмотря на многие проблемы, авиационная охрана оставалась единой централизованной структурой, обеспечивающей тушение лесных пожаров на труднодоступной территории лесного фонда. Высокий уровень профессиональной подготовки ее работников, активное взаимодействие с наземной службой в проведении работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, оперативное реагирование на лесопожарные ситуации – вот основные составляющие, которые позволяли сохранить самый минимальный уровень авиационной охраны. Нелегкая работа тружеников авиалесоохраны требует отваги, умения быстро принимать решения, а нередко и рисковать жизнью при тушении пожаров, выполнении прыжков и спусков на лес.

2007 год. В стране проводится административная реформа. Она коснулась и авиалесоохраны. Проводимая политика по расширению прав субъектов и муниципальных образований нашла свое отражение в новом Лесном кодексе, принятым в декабре 2006 года. Начиная с 2007 года полномочия по охране лесов в полном объёме переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов – филиалы ФГУ "Авиалесоохрана" – ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы государственные учреждения по авиационной охране лесов. В создавшихся условиях существенно изменилась место и роль службы авиалесоохраны. Субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы авиалесоохраны нарушена, что неизбежно скажется на результатах её работы.

6 июля 2011

Использована информация сайта ФГУ "Авиалесоохрана"/forest.ru/
подробнее


07.07.2011

Приволжский региональный центр МЧС России ищет подрядчика для строительства общежития в Самаре
Крестный ход в Главном управлении МЧС
Главы МО Ленобласти формально относятся к безопасности на воде - МЧС
В Запорожье пожарные сутки сражались с гадюками
Более 1,5 тыс добровольцев помогут бороться с пожарами в Подмосковье
Пожары атакуют Нижегородскую область
Дачи отодвигают от леса. МЧС изменяет требования пожарной безопасности к дачным и садовым участкам
Десять тысяч фунтов стерлингов за огнетушитель
Без огнетушителей и сигнализации
У МЧС есть вопросы к организаторам слета "Я-спасатель"




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных