02.01.2011 В соответствии с указом Президента РФ от 28 декабря 2010 года № 1632, в России до конца 2011 года должна быть в полной мере создана так называемая "система - 112" - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации. Координировать работы по созданию, развитию и эксплуатации этой системы поручено МЧС.
Идея создания в нашей стране единой системы вызова экстренных оперативных служб через телефонный номер 112 (единый для стационарных и мобильных телефонов) возникла как минимум семь лет тому назад. Предполагалось, и предполагается до сих пор, что через эту систему будут вызываться пожарная охрана, милиция, спасатели, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети, антитеррористические службы и, возможно, некоторые другие. В рамках этой единой системы вызов служб, подчиняющихся федеральным и региональным органам власти и органам местного самоуправления, теоретически должен производиться через единую диспетчерскую службу.
Система была опробована в ряде модельных регионов, начиная с Курской области, где она была запущена в тестовом режиме совместными усилиями МЧС РФ и ФГУП НИИ "Восход" в 2008 году. Изначально предполагалось ввести эту систему во всех субъектах Российской Федерации в 2013 году.
Теоретически идея введения единой диспетчерской службы для всех экстренных вызовов верна - большинство граждан может просто не знать, кто за что отвечает и каким телефоном можно воспользоваться, чтобы вызвать необходимую службу в конкретной ситуации, а один короткий телефон запомнить не так уж сложно. Но практически реализация идеи "службы - 112" может столкнуться с рядом опасных проблем.
Главная проблема связана с тем, что реализация данной идеи возложена на МЧС. Все мы помним, что происходило во время пожарной катастрофы в лесах Европейской России в 2010 году - информация о конкретных пожарах сначала всеми возможными способами утаивалась и пряталась, и лишь после того, как огонь окончательно выходил из-под контроля, гибли деревни и люди, МЧС начинало "героически побеждать стихию" (в основном чужими руками). Не исключено, что после того, как все информационные потоки о возникающих чрезвычайных ситуациях будут сосредоточены в МЧС, утаивание и искажение информации о нарастающих чрезвычайных ситуациях получит еще большее распространение. Весьма вероятно, что вызовы и сообщения граждан, не вписывающиеся в официальную концепцию "а у нас все шоколадно", будут просто игнорироваться и бесследно исчезать.
Кроме того, "система - 112", по крайней мере в первые годы своего существования, может стать всего лишь дополнительным посредником в вызове экстренной службы. Хорошо, если вызов будет просто сразу направляться в ту экстренную службу, которая будет реагировать на конкретный экстренный случай в конкретном месте. Но пока представляется более вероятным другой вариант (обычный для нашей бюрократии) - сначала звонящий будет вынужден долго и нудно объяснять "единому диспетчеру", что случилось, а потом повторять то же самое профильной экстренной службе, причем, возможно, неоднократно, если "единый диспетчер" ошибется с переадресацией вызова. Проблема может многократно усугубиться, если на диспетчерские должности будут набираться низкоквалифицированные специалисты, согласные работать при очень низком уровне оплаты труда и социальных гарантий (пока именно этот вариант представляется наиболее вероятным).
В общем, есть риск, что введение "системы - 112", по крайней мере в ближайшие годы, во многих случаях затруднит обращения граждан в экстренные службы, в том числе в связи с пожарами в лесах и на других природных территориях. Не исключено, что органы управления лесами будут вынуждены выстраивать какие-то параллельные системы быстрой и эффективной работы с "пожарными" обращениями граждан./forestforum.ru/