Хорошо, что у нас в Пермском крае ни одна деревня не сгорела от лесных пожаров, но складывается впечатление, что МЧС оказалось не готово к такому бедствию. Пришлось привлекать добровольцев и дорожных рабочих; у них, видимо, не хватило собственных сил?
С этого почти обидного вопроса читателя «АиФ-Прикамье» и началась встреча с гостем редакции - руководителем пресс-службы Управления МЧС по Пермскому краю подполковником внутренней службы Валерием ТИУНОВЫМ.
- В 2006 году вступил в силу Лесной кодекс РФ, в котором установлено, что за пожарную безопасность в лесах, в том числе и за пожаротушение, отвечает Министерство по природопользованию. На территории края оно представлено Агентством по природопользованию, - поясняет Валерий Александрович. - Агентство получает из федерального бюджета средства на пожаротушение и, в соответствии с известным законом 94 ФЗ, размещает заказ на оказание этой услуги.
- Исполнителем заказа является ГКУ «Авиалесоохрана»?
- Да, это учреждение выиграло государственный контракт. В его штате 69 человек, есть два маленьких самолёта. Они проводят авиаразведку, у них работают свои парашютисты-десантники-пожарные. Такая схема реализуется по всей стране. До сих пор всё было нормально. Но в этом году, в условиях аномальной жары и засухи, эти организации рухнули под тяжестью взятых на себя обязательств.
- Ситуация стала чрезвычайной, поэтому к спасению лесов и подключилось МЧС?
- Роль МЧС - это охрана населённых пунктов, объектов, критически важных для национальной безопасности, и охрана памятников.
И вот если огонь, пришедший из леса, начинает угрожать перечисленным объектам, тогда подключаются федеральная противопожарная служба и пожарная служба Пермского края. Напомню, нам дана была команда выдвигаться в леса после того, как в Нижегородской области сгорел первый посёлок.
- С чем выдвигаться в леса? Неужели с цистернами, предназначенными для городских улиц и многоэтажек?
- Лесной пожар - это фронт, растянувшийся на много километров, а пожарный расчёт, можно сказать, «привязан за рукав» к цистерне, да и не везде в лесу он пройдёт. Для тушения лесного пожара нужна тяжелая техника - бульдозеры, чтобы делать минерализованные полосы в лесу. Огонь до этой полосы, где всё перепахано, доходит, пищи тут нет, и позади всё сгорело, и он затухает. Нам бульдозеров не положено иметь. Поэтому краевые власти у нас в управлении на совещании сказали: «Платим за всё, снимайте технику с дорожных работ».
На эти цели дополнительно из бюджета края было выделено 25 миллионов рублей. Нельзя было допустить, чтоб сгорели деревни или посёлки.
- Была реальная угроза?
- Разумеется. В Кучино огонь остановили один раз в 50 метрах от музея «Пермь-36», второй раз он подошёл на 20 метров к жилым домам.
- Вроде бы там не такой большой лес, и он не подходит вплотную к посёлку…
- В Кучино мы имели дело с низовым пожаром, он шёл по траве. Удалось его удержать, а потом, когда изменился ветер, он пошёл в другом направлении.
- Можно сказать, что просто повезло?
- Если учитывать, что метеорологи прогнозировали шквал, идущий из Ленинградской области в сторону нашего Гайнского района, а шквал по дороге рассыпался, то повезло, и очень крупно. Но, тем не менее, нельзя рассчитывать на везение.
- Подготовиться к такому заранее невозможно?
- Готовиться нужно. По правилам пожарной безопасности каждый лесной посёлок должен быть по периметру опахан. Но это ни разу не прозвучало в репортажах! Почему не была создана между жильём и лесом та самая минерализованная полоса, которая не даёт огню возможности войти в посёлок низом? Этой полосы не было и в Керосе, где дело дошло почти до эвакуации. Вернее, полоса была, но захламлена мусором. Я уверен, что необходимо задать вопросы администрации посёлка. Когда возникла угроза, люди нашли и технику, и топливо для техники, и вышли с лопатами. Надо было просто заранее им объяснить, что следует делать, чтобы спасти своё же имущество. Администрация не объяснила, не организовала профилактических мероприятий, хотя по 131-му Федеральному закону в этом их прямая обязанность.
- Есть у МЧС вопросы к «Авиалесоохране»?
- Возможно, стоит пересмотреть всю схему пожарной охраны лесов, изменить федеральное законодательство. Условия очередного конкурса на размещение госзаказа, видимо, стоит откорректировать с учётом уроков минувшего лета. Я не говорю, что, претендуя на госзаказ, они должны иметь на балансе тралы и бульдозеры, но договорные отношения с владельцами техники у них должны быть.
- В тушении пожаров участвовали добровольцы. Кто эти люди?
- Было очень много звонков от желающих принять участие в тушении пожаров. Обратились, в частности, местные казаки. Представился человек атаманом, не буду называть фамилию, и стал выдвигать требования по оплате казачьего труда. Я понял, что он намерен заработать на пожаре, и отказался от его услуг. Остальные готовы были ехать на пожар бескорыстно. Мы не брали добровольцев из Перми. Накладно - везти их в тот же Гайнский или в Красновишерский район. Обходились теми, кто оперативно подключался к работе на местах. Действительно, без добровольцев нельзя было обойтись. Таких пожаров в России никогда не было. Но привлечение добровольцев нельзя считать проявлением слабости системы. Это нормальная практика.
Начинается сезон охоты, и специалисты связывают с этим повышение пожароопасности в лесах Пермского края. Дело даже не в том, что горожане, выезжая на природу жгут костры, а потом их плохо тушат.
Причиной лесного пожара может стать выстрел охотника. При выстреле вылетает раскалённый пыж. Куда он упадёт - на влажную листву или на пересохший с лета мох? Как правило, никому это не интересно. Охотник пошел дальше, а за ним, глядишь через пару часов, пошёл и лесной пожар./perm.aif.ru/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных