25.08.2010 Трагедия в Центральной России снова напомнила, что нет «нас и тех, кто за Уралом». Семьдесят шесть наших земляков в Подмосковье и под Нижним Новгородом сутками работали на линии огня.
Кто-то не видел родных почти месяц. Не вернётся домой пожарный из соседней Читы - погиб на служебном задании...
Мешали тушить
Ещё на прошлой неделе по телефону инструктор парашютно-пожарной команды из Братска Сергей Нефёдов рассказывал нам, что в первые дни приходилось работать без перерыва по тридцать часов.
- Это притом, что ночью стояло тридцать шесть градусов, днём зашкаливало за сорок, - уже в Иркутске вспоминает его коллега Андрей Скареднев - инструктор десантной пожарной группы из Качуга. Вчера все иркутские пожарные прилетели домой из Нижнего Новгорода. Когда наши земляки работали в центральной России, родные не слышали их по несколько дней, не было телефонной связи. Теперь, наконец, смогут увидеться с семьями.
Дедово, Матершиха, Колобово, Чистово, Петрушкино, Дылдино, Каменцы… Это названия спасённых иркутскими бригадами нижегородских и подмосковных деревень. Огонь подступал к каждой из них, и всё удалось отстоять. Где-то, говорят пожарные, благодаря, а где-то и вопреки участию местных жителей и пожарных служб.
«Во многих деревнях жителей эвакуировали, но кое-где они оставались до последнего, стояли вокруг домов с пластиковыми бутылками, тазами с водой, - вспоминает пожарный иркутской авиабазы Михаил Тарбеев, - в одной деревеньке нагрузили ЗИЛ вещами и загнали в болото, чтобы уцелел в случае пожара». Под Нижним Новгородом и в Подмосковье Михаил работал вместе с отцом. Лётчик-наблюдатель Матвей Тарбеев рассказывает, что первые несколько дней потеряли из-за несогласованности: когда иркутяне начинали тушить леса методом отжига - встречным огнём, - местные пугались и бросались тушить. На одних и тех же территориях могли одновременно работать сотрудники авиалесоохраны и МЧС. Одни, чтобы затушить огонь, пускали встречное пламя, другие сверху сбрасывали на это пламя воду.
Между тем отжиг - это единственный доступный метод справиться с сильным верховым пожаром. Теперь опыт сибирских пожарных переняли все западные бригады
Горький опыт
- По масштабу пожары в центральной России несравнимы с теми, что были в Иркутской области два месяца назад, и разговоры о том, что, дескать, кто бы нам в своё время помог, в такой ситуации неуместны, - говорит Андрей Скареднев, - у нас горели в основном старые гари, а в центре России огонь шёл по лесу. Дождя не было два месяца, сухая трава вспыхивала мгновенно.
О том, что вмешательство сибиряков действительно было крайне нужно, говорят и цифры. В одной Нижегородской области, в десять раз уступающей по площадям Иркутской, выжжено 133 тысячи гектаров леса. У нас с начала пожароопасного периода сгорело 44 тысячи…
Между тем иркутские пожарные считаются одними из из лучших в стране: слишком часто им приходится практиковаться…
Несколько лет назад в России существовала единая служба лесоохраны и в каждом регионе имелась своя «группа быстрого реагирования». Через неё прошли почти все инструкторы, встретившие огонь в Московской и Нижегородской областях.
Кстати, семь лет назад помощи извне просила Иркутская область. Огонь бушевал в Качугском районе, приходилось бросать незатушенными лесные пожары, чтобы успеть оцепить деревни. Тогда, в августе 2003-го, так называемое межбазовое маневрирование ещё действовало, к нам перебросили пожарных из Хабаровского края, Амурской и Тюменской областей.
- Стране необходима федеральная система авиалесоохраны, - пояснил Владимир Шкода, руководитель областного агентства лесного хозяйства. - Сейчас, чтобы отправить пожарных в центр России, нам приходилось оформлять специальные запросы, согласовывать на многих уровнях. При единой системе, это можно было сделать напрямую.
Теперь многие специалисты ожидают реформ. Ссылаются на Владимира Путина, начавшего реорганизацию Рослесхоза. И надеются, что доказавшая свою состоятельность единая служба охраны лесов от пожаров ещё может вернуться./irk.aif.ru/