24.08.2010 На создание систем информирования населения Петербурга и области о чрезвычайных ситуациях уже потрачены миллиарды бюджетных рублей. Однако во время последней техногенной аварии в регионе эти системы не работали.
Как сообщила «Росбалту» руководитель пресс-службы МЧС по Санкт-Петербургу Татьяна Скригонюк, региональное подразделение МЧС вообще не имеет своих средств оповещения населения, поэтому во время аварии занималось непосредственно спасением людей, а не оповещением.
«Система оповещения ОКСИОН имеется в распоряжении Северо-Западного регионального центра МЧС – они и должны были ее использовать для оповещения населения. Есть еще Автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) населения Санкт-Петербурга, она принадлежит ФГУП «Радиотрансляционная сеть СПБ», т.е. подчиняется городскому правительству. По инструкции, в случае возникновения чрезвычайной ситуации созывается комиссия по ЧС под председательством губернатора и там принимаются решения, в том числе и об оповещении населения о ситуации в городе. Почему этого сделано не было, вопрос не к нам, но справедливости ради отмечу, что нештатная ситуация длилась недолго, аварию ликвидировали оперативно. Возможно, поэтому городские власти и не стали торопиться с оповещением населения», — рассказала Татьяна Скригонюк.
Что касается системы оповещения населения ОКСИОН – она действительно существует. И действительно предназначена для оповещения населения в экстренных ситуациях. Еще в 2006 году глава МЧС России Сергей Шойгу с большой помпой открыл в Санкт-Петербурге межрегиональный информационный центр Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Вот цитата с сайта МЧС РФ:
«Как сообщил журналистам после церемонии открытия Сергей Шойгу, основной целью создания ОКСИОН является оперативное оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, а также просветительская работа в области гражданской обороны. По его словам, полностью система ОКСИОН будет развернута к 2010 году».
А ровно год назад, в августе 2009 года в Смольном прошло совещание, посвященное вопросам обеспечения комплексной безопасности населения. На нем, в частности, рассматривался вопрос внедрения общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). Телепрограмма «Вести» тогда с восторгом рассказывала: «Петербуржцы вскоре увидят в метро «говорящие» мониторы. В случае опасности на такой экран выведут схемы путей эвакуации, сигнал о происшествии тут же получит Северо-Западный центр МЧС, а голос из динамиков сообщит пассажирам, как себя вести».
Общий объем финансирования на создание ОКСИОН до 2010 года только в Петербурге составил 1 млрд 825 млн рублей, а всего на эту программу в России потратили 19 млрд рублей. И каков же результат?
Вот он:
«Информации о том, что происходит, не было, машинист молчал. В какой-то момент проскочила мысль о том, что наверху началась атомная война… Нам никто ничего не сообщал, поэтому некоторые пассажиры пошли в темноте к неработающему эскалатору и стали подниматься наверх пешком».
«Двери открылись. Объявление: «Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны». А на перроне — чернота. Выходить решились не все и не сразу. Но в сторону эскалаторов потянулись как женщины с детьми на руках, так и пенсионеры с палочками. Паники не было, шума тоже. Лично мной двигал страх, в голове звенела мысль: спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
«Двери вагона были закрыты, света не было, многие пассажиры нервничали, молились. Почему нельзя было выпустить людей из вагонов на станцию и поднять на поверхность, никто не понимал. Никакой информации пассажирам сообщить не потрудились».
Таких историй в Сети – сотни. Но больше всего петербуржцев возмутило даже не отсутствие информации, а прямая дезинформация со стороны ответственных служб. В официальном сообщении на сайте МЧС СПб в сообщении об аварии 20 августа утверждается следующее: «Благодаря системе оповещения комплексной системы безопасности, население своевременно получило информацию о происходящем, что предотвратило панические настроения».
А на сайте МЧС России в сообщении на ту же тему содержится столько неверной информации, что остается только удивляться непрофессионализму ее авторов. Так, в качестве причины аварии называются неполадки на подстанциях ТГК-1, хотя еще в день аварии эта информация была опровергнута, и сейчас даже дети знают, что причина аварии в Петербурге – отключение «Восточной» подстанции, принадлежащей МЭС Северо-Запада. Кроме того, в сообщении МЧС РФ говорится об отключении в метро лишь одного участка лишь одной, «красной» ветки, от «Выборгской» до «Девяткино». Хотя в действительности парализовано было все метро. Даже не упоминается остановка железнодорожного сообщения (46 электричек и 6 поездов дальнего следования), зато утверждается, цитируем, что «благодаря оперативным действиям специалистов, удалось определить причины неполадок и устранить их». В действительности причины аварии на «Восточной» подстанции до сих пор неизвестны и исследуются специалистами.
Есть в МЧС и еще одна статья расходов на информацию — это прогнозы. Вот вам прогноз на август 2010 года для Санкт-Петербурга: «Техногенные ЧС. Ожидаются ЧС, связанные с гибелью людей в ДТП, на пожарах, вероятны аварии с маломерными судами. В связи с продолжением дачного периода, высока вероятность обнаружения неразорвавшихся боеприпасов времен ВОВ. Повышается вероятность случаев детского травматизма в связи с окончанием занятий в учебных заведениях».
Кроме МЧС, оповещением населения в случае чрезвычайных ситуаций обязано заниматься правительство города. Автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) населения Санкт-Петербурга принадлежит ФГУП «Радиотрансляционная сеть СПб», т.е. подчиняется городскому правительству. Как сказано на сайте ФГУП, «решение на задействование АСЦО Санкт-Петербурга для оповещения населения принимает начальник гражданской обороны — губернатор Санкт-Петербурга, начальник Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга или лица их замещающие». То есть приказ об информировании населения должен был прежде всего исходить от Валентины Матвиенко. Но приказа не было, и система АСЦО молчала, пока горожане в панике метались по обесточенному городу или под землей.
Любопытно, что по итогам совещания в Смольном, посвященного энергетической аварии, губернатор Валентина Матвиенко заявила, цитируем: «Нужно внимательно проанализировать действия всех служб, в том числе, для того, чтобы наладить более оперативное информирование населения»./rosbalt.ru/