23.08.2010 Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу подвёл предварительные итоги лесных пожаров. Они обошлись федеральному бюджету в 12 млрд рублей. Эта сумма включает в себя средства на строительство домов взамен сгоревших, а также непосредственно на тушение пожаров, в том числе на топливо. Сюда не включаются такие показатели, как ущерб сельхозпроизводству, особенно в Приволжском и Центральном федеральных округах. Также не учитываются последствия пожаров для здоровья людей и экологии. Но это скорее абстрактные понятия, которые практически невозможно подсчитать. Есть более реальные цифры: Рослесхоз, который по закону отвечает за тушение лесных пожаров, просит на 2010 год дополнительно 5,3 млрд рублей, на 2011 год – 18,8 млрд рублей. Само МЧС в 2010 году просит у правительства ещё 8,7 млрд рублей, в период с 2011 по 2013 год – по 18 млрд рублей ежегодно.
Такие огромные даже для российского бюджета траты стали возможны из-за скупости российских чиновников. В 2010 году на профилактику и тушение пожаров было выделено всего 2,2 млрд рублей на всю Россию, хотя не меньшие по площади лесные пожары бушевали и раньше. Например, по состоянию на сегодняшний день в 2009 году сгорело больше лесов, чем в 2010-м. Просто горел лес на Дальнем Востоке, далеко от столицы, и на это никто не обращал внимания.
В результате пожаров жильё потеряли в общей сложности более 3,5 тыс. человек, 53 человека погибли. Сейчас жара спала, лесные пожары отступили, начался разбор полётов. Чиновники, как это обычно происходит в России, начали перекладывать ответственность за произошедшее друг на друга.
МЧС предлагает провести и реформу служб пожарной безопасности. В частности, предлагается создание специализированных пожарных частей и подразделений на базе опорных пунктов, а также создание там резервов. В них должны быть включены пожарно-спасательная техника и оборудование, спецодежда пожарных для привлекаемых к тушению мобилизованных подразделений добровольной пожарной охраны.
Как сообщил Сергей Шойгу, столь быстрое распространение пожаров вызвало неоповещение об их угрозе со стороны ряда ведомств, а также недостаточность сил в лесничествах и заповедниках. Рослесхоз, ответственный за организацию профилактики лесных пожаров, сообщает о давлении со стороны Минсельхоза, в подчинении которого он находится, и о том, что на финансирование мероприятий банально не хватило денег.
Это действительно так. Система борьбы с лесными пожарами в России выглядит следующим образом. Как говорится в Правилах пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением правительства от 30 июня 2007 года № 417, меры пожарной безопасности в большинстве лесов осуществляют органы госвласти субъектов РФ или муниципальных образований. Незначительную часть лесов от пожаров охраняют Рослесхоз, Росприроднадзор и силовые федеральные органы исполнительной власти. Юрлица и граждане, устроившие пожары, согласно правилам, должны сами их тушить, а также оповещать вышеуказанные органы.
Средства из федерального бюджета на тушение пожаров выделяются через подведомственный Минсельхозу Рослесхоз. Он перечисляет их регионам, а те, в свою очередь, ежегодно организуют конкурс на тушение лесных пожаров. На 2010 год из бюджета на профилактику и тушение лесных пожаров было выделено всего 2,2 млрд рублей на всю Россию. На Московскую область – только 8 млн рублей. Также интересно, что МЧС по закону вообще не должно следить за обстановкой в лесах и тушить там пожары, на это даже не предусмотрено средств в бюджете. Ведомство спасателей подключается, когда ситуация становится критической. Это произошло этим летом, но было уже поздно.
До сегодняшнего времени регионы, объявляя конкурсы на тушение лесных пожаров в пожароопасный период, не уделяли особого внимания тому, кто в них участвует. Управление лесного хозяйства по Москве и области (Мослесхоз) в феврале 2010 года провело тендер под названием «Работы по тушению лесных пожаров на территории государственного лесного фонда Московской области на площади 2,2 млн гектаров, за исключением лесных участков, предоставленных в аренду» в пожароопасный период – с 1 апреля по 1 октября 2010 года. Конкурс выиграло ФГУП «Мослес», которое предложило потушить все возникшие пожары в областных лесах всего за 8 млн рублей. Аналогичный конкурс «Мослес» выиграл и в 2009 году, но тогда за 10 млн рублей. В одно ФГУП в 2008 году объединили все 27 подмосковных лесных хозяйств, фактически выведя их из структуры Рослесхоза. В равных долях «Мослесом» владеют Росимущество и Рослесхоз. «Мослес», кстати, выигрывает все госзаказы на работы в подмосковных лесах. Например, в 2009 году компания получила контракты на сумму 225 млн рублей. Среди них кроме тушения пожаров работы по охране, защите, воспроизводству лесов.
Интересно, что в конкурсной документации никаких специальных требований, в том числе наличия пожарной спецтехники, не предъявлялось. В документах было лишь указано, что нужно локализовать очаг пожара, контролировать и ликвидировать его.
Власти уже сделали выводы: руководителя Мослесхоза уволили. Правда, за то, что он не вышел из отпуска, когда был пик лесных пожаров. Аналогичные конкурсы выигрывают компании и в других регионах. О такой компании в Нижегородской области говорил на прошлой неделе Сергей Шойгу. «В Нижегородской области выиграла организация, где 56 живых душ и две единицы техники. А дальше вы знаете, что было», – рассказал министр. Теперь, по мнению Шойгу, конкурсы на тушение пожаров в лесах должны выигрывать профессиональные организации и систему проведения тендеров надо менять. Тогда не придётся увеличивать численность состава МЧС, а организации будут закупать всю необходимую технику и обучать персонал.
Рослесхоз уже запросил у правительства дополнительные средства на тушение пожаров, в том числе и на закупку техники. Руководитель лесного ведомства Алексей Савинов написал письмо первому вице-премьеру Виктору Зубкову, в котором он просит многократно увеличить бюджетное финансирование мероприятий, связанных с тушением лесных пожаров.
В 2011 году из федерального бюджета необходимо выделить в три раза больше средств на профилактику и тушение лесных пожаров – 6,7 млрд рублей. В 2010 году на это было выделено лишь 2,2 миллиарда. Поэтому ситуация зашла слишком далеко. Теперь ликвидация последствий в 2010 году обойдётся бюджету дополнительно в 5,3 млрд рублей, а в 2011 году – в 12,1 млрд рублей. Только в Московской области в 2010 году теперь необходимо дополнительно 900 млн рублей, в 112 раз больше, чем было выделено изначально (8 млн рублей, которые получил «Мослес»). Такая сумма требуется для привлечения людей, самолётов, более 100 единиц наземной техники из других субъектов. По предварительным оценкам, только на уборку сухостоя и повреждённых деревьев, а также очистку леса на площади 80 тыс. гектаров, пройденной верховыми пожарами, необходимо дополнительно 2 млрд рублей в 2010 году. Из них на Московскую область – 200 млн рублей.
В бюджете на 2011 год Рослесхоз просит Виктора Зубкова предусмотреть дополнительные средства на охрану лесов от пожаров в объёме 18,8 млрд рублей. Большая часть этих средств пойдёт на ликвидацию последствий пожаров нынешнего года. 3,9 млрд рублей будет потрачено на погашение долгов перед теми, кто помогал тушить пожары. На приобретение спецтехники регионами в 2011 году Рослесхоз просит 6,2 млрд рублей, а для того чтобы восстановить лес на площади 80 тыс. гектаров в 2011 году потребуется 2 млрд рублей, из которых 150 млн рублей – только на Московскую область. Для Московской области на это будет выделено уже 200 млн рублей, а не 8 миллионов, как в нынешнем году.
Увеличения финансирования просит и МЧС. Ведомство, пользуясь удобным случаем, просит у правительства миллиарды рублей на техническую модернизацию. В частности, Сергей Шойгу говорит о необходимости закупки самолётов Ил-76, Бе-200ЧС, а также вертолётов Ми-26, Ми-8, Ка-32.
МЧС предлагает провести и реформу служб пожарной безопасности. В частности, предлагается создание специализированных пожарных частей и подразделений на базе опорных пунктов, а также создание там резервов. В них должны быть включены пожарно-спасательная техника и оборудование, спецодежда пожарных для привлекаемых к тушению мобилизованных подразделений добровольной пожарной охраны.
На все это МЧС просит из бюджета по 18 млрд рублей в год в течение следующих трёх лет (с 2011 по 2013 год). А в 2010 году ведомство просит на закупки современной техники и оборудования около 8,7 млрд рублей.
Но катастрофы, равно как и огромных финансовых затрат федерального бюджета, экономить который в последние годы так стремится министр финансов Алексей Кудрин, можно было избежать, если бы власти обращали внимание на проблему, которая в 2010 году возникла далеко не в первый раз.
По данным Рослесхоза, в 2009 году по состоянию на середину августа выгорело на 44% больше лесов, чем за тот же период нынешнего года. Но горели в основном Дальний Восток и Восточная Сибирь – районы, населённые в десятки раз менее плотно, чем Центральная Россия, и расположенные далеко от столицы. Поэтому чиновники могли быть спокойны за реакцию общества. Цифры говорят сами за себя: с начала нынешнего пожароопасного периода в России сгорело более 1,1 млн гектаров леса, а за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял более 1,9 млн гектаров. На Дальнем Востоке и в Сибири огонь в 2009 году погубил более 1,7 млн гектаров леса. Центральный и Приволжский федеральные округа год назад практически не пострадали. Поэтому-то никто и не чесался./versia.ru/