16.08.2010 Теперь придется экономить
- Неделю назад мясо на асфальте, как на сковородке, зажарилось бы, - усмехнулся председатель Комитета по благоустройству Андрей Подобед. - Асфальт раскаляется до ста градусов, хотя рассчитан только на шестьдесят-восемьдесят. Поэтому мы поливаем дороги не только для очистки, но и для охлаждения.
Правда, не всем улицам досталась живительная влага: поливальные машины ездили в основном по центральным магистралям. Асфальт плавился, становился мягким, и колеса машин, особенно большегрузных, продавливали в нем глубокие колеи. Например, такая картина наблюдалась на Московском шоссе. Тем не менее тотальной порчи дорог избежать удалось. Для этого пришлось задействовать весь парк спецтехники - две тысячи машин.
По словам Подобеда, отголоски аномальной жары скоро аукнутся. На поливку дорог пришлось потратить немало бюджетных средств. Ведь в июне ушло 145 тысяч тонн воды, в июле - аж 220. А теперь еще надо будет искать средства и на ремонт. В итоге придется экономить на всем, даже на зарплате рабочим.
- Считаю, для сохранения дорог мы сделали все, что могли, - сказал заместитель главы Центра комплексного благоустройства Геннадий Цветов. - Но проблемы все-таки есть. На Выборгском шоссе, например. Во сколько это все обойдется, пока неизвестно, но мы очень надеемся на резервные деньги - около ста миллионов рублей. А восстановительные работы планируем вести в сентябре-октябре. Там, где асфальт расплавился, просто будем заливать новый.
Пожары 2006 года заставили местные власти разработать упреждающую систему пожаротушения в лесах.
БДИ!
В Ленобласти сгорел всего один гектар
Пока в половине России полыхали леса, под Питером все было спокойно. Хотя всего четыре года назад все было с точностью наоборот - тогда как раз горело у нас, и Северная столица несколько дней была затянута дымом. Тогда возникло 3422 пожара на площади более 16 тысяч гектаров.
Видимо, те уроки оказались выучены властями Ленобласти. Потому что с тех пор леса стали охранять от огня иначе.
- Противопожарные мероприятия начинаются, едва сходит снег, - сообщили в Северо-Западном региональном центре МЧС. - Ведется наземное и авиационное патрулирование, установлено постоянное дежурство на пожарных наблюдательных пунктах. Населению объясняют, что сейчас в лесах высокая пожароопасность. У дорог повсюду установлены щиты, которые тоже предупреждают об этом.
- В регионе функционируют 62 телеустановки «Балтика-4», - рассказал заместитель председателя Комитета по природным ресурсам Алексей Эглит. - Это вышки с телекамерами, которые «видят» шестьдесят процентов территории областных лесничеств.
Так что если где-то поднимется хотя бы малейший дымок, к очагу тут же устремятся бойцы пожарно-химических станций, а их в Ленобласти 93 штуки. Причем семь из них оборудованы тяжелой техникой, способной быстро прорубить непреодолимую для огня просеку. На дежурстве постоянно находится 1042 человека, а летом к ним добавляется еще пятьсот огнеборцев.
- Пожарно-химические станции подчинены лесничествам, что позволяет более оперативно и слаженно реагировать на огненную угрозу, - говорит Эглит.
За два года существования этой системы число лесных пожаров стало минимальным: в этом году выгорел всего один гектар.
Гадюка, как и все змеи, животное хладнокровное. Чем теплее на улице, тем больше у нее энергии.
НАПАСТЬ
Змеи поползли на дачи
Почти по всей Ленобласти гадюки буквально пошли в атаку: ползают повсюду, заползая в поселки и на дачные участки.
- Днем змеи обычно греются на солнце, а самый активный период у них по вечерам, - рассказал серпентолог, зоотехник экзотариума Ленинградского зоопарка Арслан Валеев. - В августе гадюки обычно уже готовятся уснуть. Но сейчас этого не происходит, видимо, из-за жары.
Правда, змеи сами жалить человека не станут: им от этого никакой пользы нет. Они пойдут в атаку, только если чувствуют для себя угрозу.
- Гадюке кусать человека неинтересно, - пояснил Валеев. - Яд у них вырабатывается долго, они его экономят. К тому же она рискует сломать зубы. Поэтому самый правильный способ защиты от укусов - обходить змею. Или пошуметь, тогда она испугается и сама уползет. Гадюки ведь очень пугливые.
Чаще всего на ядовитых гадов натыкаются грибники и ягодники. Специалисты советуют довольно простой способ обезопасить себя: надеть сапоги.
- Ни один сапог гадюка никогда не прокусит, - объяснил Арслан Валеев. - Вверх по ноге она не пойдет, на деревьях не сидит, так что защищать нужно только ноги. И не сразу лезть за грибом в кусты голыми руками, сначала надо постучать рядом палкой, потопать. В общем, пошуметь. И ни в коем случае не гоняться за змеей.
Тем, кто идет в поход, нужно обязательно осмотреть палатку перед тем, как залезть в нее. И тем более вытряхнуть сапоги перед тем, как их надеть: туда ночью запросто могла заползти змея или паук.
- Обезопасить свой дачный участок от гадюк практически невозможно, - вздохнул Валеев. - Змей остановят только огонь или ров. Но станете вы разливать горючую смесь по всему периметру и поджигать ее? И канаву глубиной в полтора метра рыть не станете. А меньшая глубина не поможет. Способ один: вызвать специалиста, чтобы он выловил змей. Самим ловить очень не советую.
ТРЕВОГА
Раки и форель перегрелись
В наших северных краях рыбы водятся такие, что жару не любят. Поэтому когда вода в некоторых водоемах прогрелась до +26 градусов, им стало плохо. Да и не только рыбам.
- В Приозерском районе была отмечена гибель раков, - рассказал старший госинспектор рыбоохраны Юрий Чигаров. - Мы брали анализы, изучали - никакого химического или иного антропогенного воздействия не было. Это природный замор: в жару некоторые водоемы прогреваются до дна, и их обитателям не хватает кислорода.
В природе все взаимосвязано, и отсутствие хоть одного элемента в биологической системе может привести к неприятным последствиям.
- Раки - это что-то вроде санитаров водоема, - пояснил Чигаров. - Они поедают недавно умерших рыб. Без них вода станет грязнее. Это сразу почувствуют лососевые и сиговые: форель, палея, ряпушка. Их популяция может упасть, уменьшится их кормовая база.
- Перегрев воды сказывается и на самих рыбах, - говорит ихтиопатолог Олег Юнчис. - У них падает иммунитет, и они гибнут от любой болячки или токсикоза. Но, к счастью, когда они чувствуют воздействие какого-то неблагоприятного фактора, они уплывают туда, где его нет. Ладожское и Онежское озера глубокие, а вода прогревается только метров на шесть. Так что хладолюбивые рыбы просто уходят на восемь метров, где температура даже в жару плюс шесть градусов. Именно так и должны были поступить ряпушка, корюшка, снеток. А вот в мелких водоемах, которые питаются не ключами, они будут чувствовать себя плохо. Но если с ключами - рыбы встанут около них и переждут жару. Кто-то, конечно, погибнет, но популяция быстро восстановится.
А вот кому точно пришлось несладко, так это фермерам, которые разводят форель в садках.
- Оптимальная температура для радужной форели +16-18 градусов, - рассказал Юнчис. - При двадцати градусах у нее уже начинается токсикоз на любой корм, если его давать в прежних объемах. А при 22 градусах пищеварение прекращается и форель погибает. Единственный способ их спасти - подвести кислород прямо под садки, но это не каждый владелец частного хозяйства может сделать. Да и не все они об этом знают.
Так что на петербургских прилавках радужной форели скоро может стать меньше. Но ее легко заменит привозная, например, норвежская или финская./spb.kp.ru/