11.06.2010 На территории Иркутской области с начала пожароопасного периода по данным Иркутской базы авиационной охраны лесов зафиксировано около 500 лесных пожаров. Общая площадь составила почти 25 тысяч гектаров, из них 13661,8 га нелесной. Цифры статистики красноречивы - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество пожаров увеличилось на 52 случая, общая площадь пожаров увеличилась на 20 тысяч гектаров. По мнению специалистов, обстановка, сложившаяся с лесными пожарами в этом году, стала одной из самых сложных за последние годы. Обычно сезон лесных пожаров начинается в первых числах апреля. В этом году первый лесной пожар площадью 3 га был зарегистрирован на месяц позже - 9 мая в Боханском районе, на территории Кировского лесничества.
– За последние 35 лет я впервые вижу такое развитие ситуации с лесными пожарами, – говорит начальник Иркутской авиационной базы охраны лесов Фёдор Пекарь. – Во многом это обусловлено тем, что весна в этом году оказалась затяжной. Переход от весеннего периода к летнему не был плавным. В конце мая у нас еще шел снег, и вдруг после холода и снегопадов резко наступает лето. Несколько дней была жара 25–30 градусов. Понятно, что природные капризы не лучшим образом сказались на обстановке с возникновением лесных пожаров.
Данные статистики показывают, что по- прежнему большая часть лесных пожаров происходит из-за людской небрежности и безалаберности, а зачастую и злого умысла. Начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области генерал-майор Вячеслав Эглит считает, что основная причина этого – в недостаточном уровне культуры безопасности населения:
- 70-80% лесных пожаров происходят из-за пресловутого «человеческого фактора». Ну никак не могут у нас люди научиться цивилизованно и бережно относиться к лесным ресурсам. В этом году очень часто лесные пожары возникали из-за сборщиков дикоросов. Например, когда жители области собирают черемшу и папоротник, они отжигают деляны, потому что на черном лучше видно зеленое. Эти люди живут по принципу «после меня хоть потоп». Многие руководители лесозаготовительных предприятий также в должной мере не уделяют внимание прогнозам и предупреждениям, получаемым и от Агентства лесного хозяйства, Росгидромета, МЧС…
Также были зарегистрированы случаи, когда люди, незаконно заготавливавшие древесину, что бы отвлечь внимание лесников и не попасться, поджигали лес на значительном расстоянии от места своего противозаконного промысла.
– Почти все пожары возникают исключительно из-за массовой невоспитанности, – говорит заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталий Акбердин. – Мы постоянно предупреждаем население о том, что нельзя выжигать покосы. Но при каждом облете с завидной регулярностью мы видим чёрные, дымящиеся поля, а рядом – горящие леса. К сожалению, поймать поджигателей удаётся редко, а без этого доказать вину и наказать виновного достаточно сложно.
К примеру, два года назад было возбуждено всего пять уголовных дел. В прошлом году дознавателями Управления госпожнадзора ГУ МЧС России по Иркутской области было возбуждено 48 уголовных дел по части 1 статьи 261 УК РФ «Уничтожение и повреждение лесных насаждений, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности». Некоторым «поджигателям» пришлось отвечать за свои поступки перед законом. После пожара в Нукутском районе старшему дознавателю отделения ГПН Нукутского района Александру Мишкову удалось установить виновника происшествия. Уголовное дело было направлено в суд, который назначил наказание мужчине в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев условно. С начала пожароопасного периода в 2010 году уже возбуждено 13 уголовных дел по части 1 статьи 261 УК РФ . В Ангарском районе было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ («Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога или иным общественно опасным способом»). В Братском, Нижнеудинском районах по двум уголовным делам были установлены лица, причастные к совершению преступлений.
Подобное отношение населения, установившаяся сухая и жаркая погода способствовали осложнению лесопожарной обстановки. Неделю назад в Приангарье полыхало почти 2,5 тысячи гектаров леса. 28 мая прошло заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области, под председательством губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. С 29 мая Постановлением Губернатора Иркутской области на территории области начал действовать особый противопожарный режим. Была сформирована работа комиссии по предупреждению и ликвидации пожаров в лесном фонде области, которую возглавил заместитель губернатора области Юрий Гуртовой. Комиссия осуществляла координацию действий ведомств, предприятий и организаций по предупреждению и ликвидации лесных пожаров. С 29 мая была организована работа совместных оперативных групп, в которые вошли специалисты ГУ МЧС России по Иркутской области, Агентства лесного хозяйства, сотрудники ГУВД. Было организовано взаимодействие групп с районными прокурорами по оценке достаточности и эффективности принимаемых мер муниципальными звеньями по предупреждению и ликвидации лесных пожаров. Агентством лесного хозяйства Иркутской области к лесопожарному периоду было подготовлено 1168 пожарных команд, 7929 человек личного состава; 3820 единиц техники (в том числе 629 бульдозеров, 1111 тракторов, 206 трейлеров, 60 катеров, 1302 автомашин, 512 мотопомп); 28947 единиц оборудования и инструмента ( в том числе 1866 бензопил, 5574 ранцевых огнетушителей, 15732 лопат и 5775 топоров).
Главное управление МЧС было переведено в режим «Готовность № 1». С 29 мая начал работу межведомственный штаб по предупреждению и ликвидации лесных пожаров. Приведены в готовность силы и средства системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены меры по ограничению пребывания граждан в лесах, запрещено разведение костров, сжигание мусора на территории населенных пунктов и в прилегающих лесных массивах. Особое внимание уделялось и информированию населения.
– Чтобы люди соблюдали в лесу правила пожарной безопасности, каждый год мы ведем профилактическую работу во всех районах Иркутской области, особенно в тех населенных пунктах, которые прилегают к лесным массивам, – говорит заместитель начальника ГУ МЧС по Иркутской области Валентин Нелюбов. – Совместно с главами администраций муниципальных образований сотрудники ГУ МЧС России по Иркутской области регулярно собирают сходы населения, инструктируют о мерах и правилах пожарной безопасности.
Сотрудники милиции усиленно патрулировали леса, ограничивали доступ населения, контролировали автомобильные дороги, проходящие через лесные массивы. Специалисты Иркутской базы авиационной охраны лесов постоянно совершали облёты проблемных территорий. Агентством лесного хозяйства был введен запрет на проведение лесозаготовок. В некоторых городах для организации дополнительного патрулирования на общественные работы даже привлекались горожане, состоящие на учете в центре занятости населения. Для предотвращения лесных пожаров на территории области ежедневно работали мобильные и патрульные группы территориальных лесничеств, ГУВД, ГПН и ГИМС.
Из-за сложной оперативной обстановки и того, что многие пожары возникали в труднодоступных участках, куда сложно было добраться наземным транспортом, была привлечена даже авиация МЧС России: уникальный самолет-амфибия БЕ-200 ЧС, вертолеты Ми-8 и Ми-26, оборудованные ВСУ 5. Особо сложная ситуация сложилась на территории Иркутского района. 31 мая в Иркутском районе действовало 22 пожара, в результате чего с 1 июня был введен режим ЧС. Руководством Сибирского регионального центра МЧС России было принято решение привлечь для тушения самолет БЕ-200 ЧС. Два дня авиация боролась с пожарами в районе Большого Голоустного, Листвянки и Большой Речки. Применение авиационной техники помогло сократить площадь действующих лесных пожаров. Справиться с остальными помогла природа – несколько дней по области была дождливая погода. Площадь пожаров в Приангарье по состоянию на 8 июня уменьшилась с 2,5 тысяч гектаров до 63 гектаров.
В этом году немало проблем доставили пожары на землях фонда особо охраняемых природных территорий, расположенных в зоне действия авиации. Там возникло 17 пожаров на площади 1772,3 га (в Байкало-Ленском заповеднике действовал пожар на площади 190 га, еще 16 возгораний на площади 1584,2 га произошло в Прибайкальском национальном парке). По сравнению с прошлым годом отмечается рост количества пожаров на четыре случая и рост площади возгораний в 4,3 раза.
Сейчас режим «Готовность №1» приказом начальника ГУ МЧС России по Иркутской области снят, все подразделения работают в режиме повседневной деятельности. На территории Иркутского района распоряжением мэра Иркутского районного муниципального образования 7 июня отменен режим «Чрезвычайная ситуация».
Немало «головной боли» ведомствам, причастным к профилактике и тушению пожаров доставит приближающийся сезон сбора грибов и ягод. Хотелось бы, чтобы жители области были сознательнее.
Любовь ГАБЕЕВА, пресс-служба
ГУ МЧС России по Иркутской области
Лесные пожары: атака с воздуха (репортаж).
Не оставлять без присмотра костры, не бросать на землю окурки сигарет, не оставлять после себя мусор – вот основные правила, которые позволят избежать пожары в лесу. Однако в этом году, очевидно, многие любители отдыха на природе, о них забыли. Поэтому с наступлением первых тёплых выходных дней тайга в Прибайкалье ощутила на себе настоящий огненный удар. В первые дни июня в Иркутской области ежедневно горело до двух с половиной тысяч гектаров вековых деревьев. В наиболее проблемном Иркутском районе ввели режим «Чрезвычайная ситуация».
В помощь пожарным командам Агентства лесного хозяйства в областной центр прибыла авиация МЧС России. На тушении пожаров работали вертолёты Ми-8, Ми-26 и не имеющий аналогов в мире по своим характеристикам самолёт Бе-200 ЧС.
Аэродром Иркутского авиазавода, 8:00. Подготовка к вылету. Техники проверяют состояние бортового оборудования. На взлётной полосе толпятся пассажиры – представители МЧС России, Авиабазы охраны лесов и Агентства лесного хозяйства. Их задача – оценка пожарной обстановки и борьба с огнём в Иркутском районе.
В 8:20 взлетает Ми-8, на борту – четыре человека. Он летит на разведку в сторону Большого Голоустного. Уже на высоте 150 метров город почти не видно – из-за дыма различимы только силуэты домов. А через полчаса, когда вертолёт прибывает в район пожаров, всем кажется, что внизу – плотные облака, хотя высота не изменилась. Запах гари выдаёт истинную природу смога, полностью накрывшего леса на берегу Байкала. В Иркутск передаётся команда на взлёт. В воздух поднимается «тяжёлая артиллерия» огнеборцев – самолёт-амфибия Бе-200 ЧС и самый большой в мире вертолёт Ми-26.
Часть пассажиров, вылетевших на разведку, высаживается около пристани, где их уже ждут четыре экипажа государственных инспекторов по маломерным судам. А вертолёт-разведчик отправляется в Николу на базу Байкальского поисково-спасательного отряда для заправки водой и тушения окрестных пожаров.
Патруль ГИМС направляется в район мыса Красный Яр, где по плану произвёл должен произвести посадку самолёт-амфибия.
- Наша задача – обеспечивает беспрепятственную работу воздушного судна на Байкале, - рассказывает начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. – Для этого мы выстраиваемся прямоугольником длиной 3,5 километра и шириной 300 метров. И производим окарауливание акватории. Накануне инспекторы провели тщательный осмотр поверхности озера. Аквадром должен быть чист для беспрепятственного забора воды и безопасного приводнения Бе-200. Жители близлежащих деревень были предупреждены о запрете выхода в море.
Однако при повторном осмотре непосредственно перед прилётом сотрудники ГИМС обнаруживают браконьерскую рыболовную сеть. Очевидно, кто-то из местного населения решил ранним утром получить улов в запрещённом месте и не позаботился о том, чтобы убрать снасть. Посторонний предмет оперативно удаляется из посадочной зоны.
Через минуту становится слышен гул авиационных двигателей, в небе появляется чёрная точка. В кабине Бе-200 экипаж начинает обратный отсчёт времени и высоты перед посадкой.
Гордость Иркутских авиастроителей
- Это единственный самолёт, который спроектирован, собран, испытан и запущен в серийное производство – т.е. создан с нуля – в девяностые годы, разрушительные для авиационной промышленности и страны в целом, - говорит о Бе-200 Вячеслав Русов, ответственный представитель в Иркутске ТАНТК имени Бериева – конструкторов и разработчиков данного воздушного судна. – Это трудовой подвиг работников Иркутского авиазавода. Здесь были произведены семь серийных машин и четыре опытных. Все они изготовлены и оборудованы по последнему слову техники: композитные материалы, не применявшиеся раньше сплавы, сотовые и клееклёпаные панели, и конечно, электронное управление полётом и разведкой.
На Иркутском авиазаводе нет человека, который не расскажет о том, как изменилась жизнь предприятия после долгих постперестроечных застойных лет. Самолёт-спасатель тогда вернул ИАЗ к жизни. Вышедшее из его цехов воздушное судно на данный момент по комплексу своих характеристик не имеет аналогов в мире: возможность посадки на воду с забором 12 тонн воды, различные модификации Бе-200 позволяют использовать его как десантный борт, а также для перевозки грузов, оказания помощи терпящим бедствием кораблям в открытом море и в медицинских целях. Всего без дополнительной заправки горючим, возвращаясь на водоём и взлетая с него, БЕ-200 может доставить к месту пожара до 300 тонн воды.
- Самолёт – очень лёгкий в управлении. Первое время некоторые пилоты даже просили генерального конструктора его «утяжелить», потому что по сравнению с другими воздушными судами такая «послушность» машины им была непривычна, - рассказывает Сергей Матвейчук, лётчик-испытатель первого класса. – Создатели предусмотрели всё, чтобы экипаж и работающие на борту люди чувствовали себя удобно, и их ничто не отвлекало – современный самолёт, который востребован и у нас в стране, и по всему миру.
Лесные пожары – проблема, актуальная не только для России. Греция, Португалия, Венесуэла и США заявили о готовности приобрести русский чудо-самолёт. Первые четыре серийных экземпляра Иркутские авиаторы передали МЧС России.
Атака на огонь
Около 10 часов утра самолёт-амфибия касается поверхности озера Байкал в районе мыса Красный Яр, пробегает несколько сот метров и взлетает, уже заправленный водой. Инспекторы ГИМС следят за манёврами воздушного судна, пока оно не скроется в дыму за сопкой вблизи Большого Голоустного.
Там плоское дно Бе-200 открывается и с полукилометровой высоты на горящий лес обрушивается полоса воды длиной в сто метров.
На вертолётной площадке около Байкальского поисково-спасательного отряда в этот момент по очереди в воздух поднимаются Ми-8 и Ми-26. К обоим вертолётам на тросах прикреплены специальные ёмкости для заборов и сбросов воды.
Через несколько часов в оперативный штаб передадут донесение: пожар в районе Большого Голоустного локализован.
В общей сложности авиация МЧС на тушении наиболее сложных лесных пожаров работала неделю. В этом году в Иркутскую область она прилетала не впервые. В борьбе с паводками большую роль сыграли экипажи бортов Ми-8 и Ми-26. И, как отметил Сергей Шойгу на Всероссийском совещании по проблемам гражданской обороны, в Прибайкалье «противопаводковые мероприятия дали хороший результат, высокий уровень их организации и слаженная работа всех структур позволили избежать в регионе серьезных осложнений при прохождении паводковых вод».
Василий Бучинский,
пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области.
Врезки
Бе-200 — российский самолёт-амфибия, разработанный и производимый ТАНТК имени Г. М. Бериева. Впервые поднялся в воздух 24 сентября 1998 г. По ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. В настоящее время производство БЕ-200ЧС перенесено с Иркутского авиационного завода на Таганрогский завод «Тавиа». Иркутский авиазавод будет поставлять детали для планера и крыла.
Ми-26 — крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолёт. Разработчик — ОКБ Миля. Грузоподъёмность — до 25 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Первый полёт 14 декабря 1977. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом.
Ми-8 — многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.