Расследование «КП»: Куда делись миллиарды рублей, выделенные на безопасность московского метро? : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:
СКУД в противопожарной двери
[22.11 6:59] 3/202


Новые темы обсуждений:
Размещение точки слива в складе
[22.11 16:10] 0/38

Табличка с номером телефона для вызова ПО
[22.11 10:6] 1/164
Подробнее

Новости и События

Расследование «КП»: Куда делись миллиарды рублей, выделенные на безопасность московского метро?
05.06.2010 «Комсомолка» попыталась разобраться, можно ли обезопасить подземку от террористов и почему это до сих пор не было сделано.

Метро беззащитно перед террористами, как цыпленок перед волкодавом. Это стало очевидно после взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» (погибли 39 человек и более 60 ранены).

Сразу после трагедии пошли разговоры: надо немедленно внедрить все возможные технологии по обнаружению террористов. И понеслось: специальные комиссии, пилотные проекты... Но по идее все наше метро уже должно быть утыкано газоанализаторами. Оборудовано видеокамерами, которые сами вычисляют смертников. Об этих инновациях силовики заявляли еще в 2004 году, сразу после теракта на станции метро «Автозаводская» (тогда погибли 42 человека и еще 250 пострадали). Неужели все разработки оказались мифом? А если нет, то почему так и не были внедрены? Попробуем разобраться.

О ЧУДО-КАМЕРАХ

     - Вот как раз камеры в метро - самые обычные, - говорит Евгений Петренко, заместитель гендиректора компании «Лаванда-Ю», специализирующейся на антитеррористических разработках. - Просто они подключены к компьютеру, а на нем установлена специальная программа. Она в условиях реального времени отслеживает неадекватно ведущих себя людей. Например, пассажиров в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения. У них нарушена координация движений - и система их вычисляет.

У террориста по идее координация тоже должна быть нарушена. Но это теория.

     - На практике она не подтверждается, - объясняет руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. - Напротив, наблюдения показали, что с моторикой у смертников все в порядке. Это мы думаем, что террористы должны волноваться. А они считают, что волноваться надо нам.

О ГАЗОАНАЛИЗАТОРАХ

По идее они должны действовать наподобие рамки-металлодетектора. Человек со взрывчаткой проходит - рамка звенит.

     - Такие были разработаны в Штатах, - говорит директор научно-технического центра «РАТЭК» Юрий Ольшанский. - Так называемые «воздушки». Принцип работы прост: человек проходит, на него дует воздух из рамки. И сдувает частички взрывчатого вещества с одежды или ладоней (если человек прикасался к взрывчатке, микрочастицы не смоет дня три. - Авт.). Затем этот воздух засасывается в фильтр, который и определяет наличие в нем того же гексогена. «Воздушки» испытывали полгода. Они доказали свою полную неэффективность. Ну сами подумайте: неужели преступник не догадается надеть перчатки или переодеться перед терактом!

     - То есть если смертница застегнула на себе пояс, предварительно надев перчатки, рамка его не унюхает?

     - Шансы минимальны. Особенно если взрывчатка в пакете. В общем, американцы сняли такие газоанализаторы с производства. А больше никто ничего не придумал.

     - Но, говорят, в аэропортах есть очень действенный прибор...

     - Это наше изобретение. Стоит миллион долларов. Установлен в «Пулково» и «Шереметьево». Устройство определяет взрывчатку не по запаху (гексоген можно запаять в герметичную банку), а по гамма-излучениям. Но прибор использует в работе радиоактивное излучение. С помощью него можно проверять только багаж.

     - То есть газоанализатор - это миф?

     - Газоанализатор-рамка действительно миф. Но существуют портативные, ручные газоанализаторы. Их уже лет десять используют в тех же аэропортах для выборочного досмотра. Такие приборчики безвредны для человека.

Стоят они порядка 300 - 350 тысяч рублей. Весят около двух килограммов. Существуют как западные, так и отечественные модели.

     - Радиус действия такого прибора 5 - 10 сантиметров, - говорит директор компании «Лаванда-Ю» Юрий Горбачев. - То есть им нужно обследовать человека, водя по контуру тела. Он, словно пылесос, всасывает воздух в фильтр и там проверяет. Эффективен за счет небольшого забора воздуха. А чем меньше забор - тем выше в пробе концентрация тротила. Рамка же «вдыхает» слишком большой объем воздуха (плюс он отчасти проточен, пары взрывчатки рассеиваются - и их уловить трудно). Кстати, ручной газоанализатор способен «унюхать» гексоген, даже если он завернут и запаян. Исключение - его герметизация в лабораторных условиях.

     - Впечатляет, - говорю. - Но разве смертник будет терпеливо дожидаться конца досмотра? Дернет за чеку - и привет...

     - Поэтому пока один милиционер досматривает, другой должен стоять неподалеку, чтобы вовремя накинуть на террориста специальную накидку, которая поглощает ударную волну. Это новейшая разработка одного из наших НИИ. Она позволяет снизить количество жертв до минимума. Но тут все, конечно, зависит от реакции милиционера. Впрочем, если он профессионал, пояс при досмотре и так обнаружит. Другое дело, как он различит в толпе потенциального смертника, которого надо обыскать? Скорее всего, никак. Так что и «обнюхивать» будет некого. Потому наши приборы рациональнее использовать для проверки подозрительных забытых вещей. Сейчас же ради каждого пакета проводят целую спецоперацию с привлечением саперов и эвакуацией людей. А с прибором сумку можно проверить за минуту (а уж потом решать, нужны ли саперы). Плюс можно обследовать станцию - нет ли взрывчатки под скамейками или еще где....

Сегодня такие приборы поставляют спецслужбам и в аэропорты. А вот у милиции на метрополитене таких штуковин нет. Не положено. Вообще, что положено, а что нет, решалось еще в 2005 году. Именно тогда писался главный документ столицы по антитеррору. Называется «Безопасность Москвы 2006 - 2010 годов». Программу разрабатывала специальная комиссия при правительстве Москвы. Собрались эксперты, советники Лужкова и выслушивали предложения от каждого столичного ведомства. В том числе и от ГУВД Москвы. Но их делегация о газоанализаторах даже не заикнулась. Почему?

«Комсомолка» отправила запрос в столичное ГУВД. Внимание, ответ пресс-службы: мол, портативных газоанализаторов не существует. Их, к сожалению, еще не придумали.

     - Очень даже придумали, - возражаю. - И используют полным ходом....

Мне не поверили, но пообещали навести справки. После таких пассажей реформы правоохранительных органов ждешь с особым нетерпением. Но, с другой стороны, за документ отвечает не только милиция. Программу принимала Мосгордума. Неужели и депутаты будут шокированы новостью десятилетней давности? Нет. Они в курсе.

     - Так почему не выделили деньги на закупку? - спрашиваем у председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Инны Святенко.

     - Это не было самым главным на тот момент, - говорит Святенко. - Тогда как раз тестировалась новая система безопасности.

На ее тестирование и запуск было выделено почти 370 миллионов рублей. Эта секретная система себя не оправдала. Ее дорабатывают и вновь проверяют вплоть до сегодняшнего дня. И все эти четыре года метро остается без «прикрытия». Им в принципе могли бы стать собаки. Но не стали.
О СОБАКАХ

На увеличение штата кинологического центра подземки не выделено ни копейки. Собаки по сравнению с «передовой» системой, на которую все так надеялись, конечно, не котируются. Особенно если вспомнить об их недостатках: работают всего 4 часа в сутки. И «включаются» лишь по команде человека.

     - Многие думают, что овчарка, лежа в вестибюле станции, автоматически обнюхивает поток людей, - говорит офицер-кинолог Центральной школы служебного собаководства Минобороны «Красная звезда» Александр Макаренко. - И, учуяв взрывчатку, кидается в сторону террориста. Это не так. Собака просто отдыхает. Работать начинает, лишь когда кинолог приметит в толпе подозрительного человека и даст сигнал «напарнику». Сам пес инициативу не проявляет.

     - Но почему? - спрашиваю.

Оказывается, бессистемный поиск губителен для псины - она расходует свой талант впустую. И теряет квалификацию в рекордно короткие сроки. Собаку можно использовать только точечно. Допустим, обнюхать забытый пакет или пассажирку в чадре. Притом пес сделает это без ее ведома, чует запах на расстоянии до 25 метров. То есть нет нужды водить по фигуре человека газоанализатором, рискуя подорваться вместе с ним.

     - На самом деле трудно сказать, что эффективнее - портативный газоанализатор или собака, - рассуждает руководитель кинологического центра «ДДР» Дмитрий Дорожкин. - Собака действует деликатнее. Но, к сожалению, она не может запоминать более пяти запахов одновременно. То есть если ее тренировали на гексоген, завернутый в газету, она не среагирует на гексоген, упакованный в полиэтилен. И так далее. А прибор в этом плане универсален.

Впрочем, какой смысл сравнивать, если фактически нет ни того, ни другого? В кинологическом центре подземки сейчас чуть более 40 собак. Из них 21 натренирована на взрывчатку.

     - Мы выходим на дежурство в часы пик утром и вечером, - говорит начальник кинологического центра управления милиции на Московском метрополитене ГУВД по Москве подполковник милиции Владимир Алешкин. - Патрулируем узловые станции. Чтобы «покрыть» все метро, нам необходимо 500 - 600 собак. Но последний раз собак нам закупали лет пять назад...

О ГРАБЛЯХ (НА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕМ ДВАЖДЫ)

Итак, в программах ни слова о закупке собак и газоанализаторов, но зато прописана необходимость установить информационные терминалы (стеллы с кнопками «sos» и «информация») и завесить все метро видеокамерами.

     - Кроме того, деньги выделены на оснащение милиционеров метро средствами связи, - говорит Инна Святенко. - Установку взрывозащитных камер (металлические коробы, куда надо помещать бомбу до приезда саперов. - Авт.).

Все эти средства, может, и хороши, но уже ПОСЛЕ теракта. И, увы, не способны его предотвратить. Ни стелы, ни видеокамеры. Особенно если учесть, что перед оператором не один монитор. Человек просто не уследит за мельтешением картинок на экране.

Конечно, на сегодняшний день нет панацеи. Те же собаки и ручные рационализаторы - лишь вспомогательные средства. Но зачем ими пренебрегать? Потому что депутаты в силу своего оптимизма надеялись на некую суперсистему? И в итоге выдали абсолютно провальную программу. Но самое обидное другое - не учимся на ошибках. Сейчас ведь происходит то же самое. Заметили? О портативных приборах и кинологах ни слова - основная ставка вновь на «ряд передовых наработок». Чиновники обещают внедрить их на станции метро «Лубянка» буквально со дня на день. И тестировать до Нового года. Метро тем временем по-прежнему «оголено». Похоже, вся надежда на корректность террористов. Они должны воздержаться от взрывов, пока мы не определимся, что к чему, и не обсудим на итоговом заседании. А заседание будет тупиковым. Потому как видали мы эти технологии. На недавно проходившей в Москве выставке «Комплексная безопасность» был представлен один из последних газоанализаторов. Стационарный, но не рамка. По форме смахивает на факс. Стоит примерно 60 - 80 тысяч рублей. Принцип работы стандартный: всасывает в себя воздух и определяет, есть ли пары взрывчатки. Такими уже оснастили несколько автобусов в Липецке (установили у турникета рядом с водителем) и в качестве эксперимента планируют внедрить в метрополитене. Просто закрепить эти штуковины при входе - пусть фильтруют. Эта инновация вызвала небывалый ажиотаж на выставке. Министр МЧС Сергей Шойгу лично подходил, интересовался. Дважды. Разработчикам вручили почетный диплом. И так хотелось аплодировать со всеми. Но не вышло.

     - Прибор реагирует лишь на жидкие взрывчатые вещества, - признается начальник отдела Центра специального конструирования «Вектор» Александр Варкалов, - в то время как террористы используют преимущественно твердые. Но это лишь первый шаг...

Тьфу ты! А сколько шумихи. Остается надеятся, что ее разводят для маскировки, а силовики тем врменем внедряют секретное устройство. Хорошо, если так. В любом случае погони за журавлем в виде новых технологий не избежать. Речь лишь о том, что для перестраховки всегда нужно держать в руках синицу.
ВОПРОС - РЕБРОМ

Все ли деньги потратили по назначению?

На усиление мер безопасности в метрополитене деньги за последние пять лет выделялись дважды. Первый раз по программе «Антитеррор» 2005 - 2007 годов из федерального бюджета перечислили почти 2 миллиарда рублей. Немного этих денег метрополитен потратил на видеокамеры в вагонах, остальное ухнули на информационные терминалы. Себе чиновники не взяли ни копейки. Счетная палата проверяла - хищений не обнаружено. Далее об уже известной нам программе «Безопасность Москвы 2006 - 2010 года».

     - По этой программе на нужды метрополитена было выделено 9 миллиардов рублей, - говорит председатель Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

На что должны быть потрачены деньги - понятно (видеокамеры, «будки» для милиционеров и т. д.). Но как на деле - неизвестно. Счетная палата не проверяла. У журналистов нет полномочий. Потому просто поделимся некоторыми сомнениями. Так, еще ранее начальник столичного метро Дмитрий Гаев заявлял, что он оснастит все вагоны подземки видеокамерами. И в программе на это выделен миллиард рублей (очевидно, достаточно, раз Гаев делал столь смелые заявления). Так вот, сегодня камерами оснащены всего три ветки метро, да и то третья - частично. Где же миллиард «камерных» денег? «Комсомолка» попыталась выяснить в метрополитене. Там про миллиард как услыхали, сразу засуетились, задергались. В итоге замкнулись в себе. Дескать, ничего не знаем. Звоните в Департамент транспорта - может, там знают. Но там снова отсылают в метрополитен. Началась тотальная переадресация.

     - Нас тоже заинтересовал вопрос, как и на что были израсходованы деньги по этой программе, - рассказывает член Общественной палаты России Александр Брод. - Мы направили запрос в метрополитен. Ответа ждем уже не первый месяц. В принципе расходование денег по всем подобным программам непрозрачно. И это надо менять на законодательном уровне. Или как минимум настаивать на проверках Счетной палаты.

ЗВОНОК ЭКСПЕРТУ

Геннадий ГУДКОВ, член Комитета безопасности Госдумы: «Надо думать о людском ресурсе»

     - В отстающие наш метрополитен записывать не стоит. Сделано немало. Заложена основная база для обеспечения безопасности. Это те же камеры, системы контроля доступа в служебные помещения, которые ведут в тоннель, создание ситуационных центров и т. д. Прорывных технологий нет, но их нет нигде в мире. Но там в отличие от нас думают не только о технологиях, но и о людском ресурсе.

     - У нас тоже думают. Штат милиции на метрополитене за последние три года увеличен в 1,5 раза...

     - Хорошо звучит, правда? А для отчетности это главное. Это вам, кстати, ответ на вопрос, почему не увеличен штат кинологов. Там же проблем не оберешься. Во-первых, закупка собак. Во-вторых, будут проблемы с набором штата. Кто пойдет на такую смешную зарплату, зная, что поборами с мигрантов эта служба не занимается? Да никто.

     - В кинологическом центре сейчас действительно недобор людей...

     - Кто бы сомневался. А постовых набрать просто. Тем более если брать всех без разбору. Вы же видите этих желторотиков на станциях. Они сами всего боятся. Они понятия не имеют о том, как ведет себя террорист, как его вычислить и обезвредить. И зачем им при таких раскладах защитные накидки и другие инновации?

     - То есть портативные газоанализаторы и другие приборы внедрять не надо?

     - Надо. Необходимо. И этот вопрос будет обсуждаться. Но эффект будет лишь тогда, когда всеми устройствами пользуются профессионалы.

ДОСЛОВНО
«Мы торопимся создать систему безопасности на транспорте, в частности в метро. С транспортниками и спецслужбами подписали концепцию комплексной безопасности. Она включает видеонаблюдение, экстренный вызов служб в вагонах, мгновенную связь с машинистом, возможность получения от него видеоинформации, связь с каждым вагоном, замер радиации, отравляющих веществ в воздухе. Что касается обнаружения взрывчатки.... ФСБ, МВД собрали все, что есть в разработках, в готовности, чтобы быстрее начать установку. К сожалению, это пока недостаточно эффективно и дорого».

(Глава МЧС Сергей ШОЙГУ - о новых мерах безопасности во время интервью «КП».)/kp.ru/
подробнее


04.06.2010

Число жертв пожара в столице Бангладеш Дакке составило по меньшей мере 108 человек.
В ООО «Бугурусланнефть» ТНК-ВР проводится большая работа по обеспечению пожарной безопасности. Идёт замена привычных огнетушителей ОП-5, ОП-10 на огнетушители большего объёма – ОП-100.
Инвалидов научат, как вести себя при пожаре. В ходе занятия сотрудники надзора расскажут о правилах пожарной безопасности, о действиях при возникновении пожара, а также проведут ликбез по правилам пользования огнетушителем.
В Екатеринбурге появился пожарный автомобиль для тушения высоток. Из-за бюрократических проволочек он год стоял на складе.

05.06.2010

Гроза в Москве: 9 пострадавших, разбитые машины и упавшие деревья
Владельцу «Хромой лошади» прочат орден Мужества или смерть в СИЗО
В Бурятии уже задержано 11 поджигателей леса
Количество лесных пожаров сократилось в Иркутской области

06.06.2010

Поселок обратился в пепел
Авария произошла на Тамбовском пороховом заводе, есть пострадавшие – МЧС




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных