28.05.2010 С 25 мая посетители архивного городка на Пироговке вынуждены вместо исторических источников изучать вполне современные печати на входных дверях. Помещения Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА), Центрального государственного архива экономики (ЦГАЭ) и часть помещений Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) опечатаны судебными приставами с 25 мая по 8 июня.
Помимо судебных приставов, при опечатывании присутствовали и представители Госпожнадзора по городу Москве – об этом свидетельствуют печати пожарных, дополняющие судебные. Сейчас работа ЦГАДА и ЦГАЭ полностью парализована, телефоны в зданиях не отвечают; в ГАРФ работает лишь один из читальных залов, а часть помещений также заблокирована.
Как сообщили корреспонденту «СП» в Росархиве – службе, руководящей всеми архивами федерального подчинения – причиной приостановки эксплуатации послужило решение суда. «Да, действительно, здания опечатаны по постановлению суда по представлению противопожарной службы», - подтвердила пресс-секретарь ведомства Нина Буравченко.
В Госпожнадзоре редакции «СП» не удалось получить оперативного комментария, который бы разъяснял конкретные нарушения, за которые приостановлена эксплуатация архивных зданий. Однако представитель ГУ МЧС по городу Москве в разговоре с «СП» подтвердил, что судебное решение о временном закрытии архивных зданий было принято именно по представлению ведомства.
--------------------------------------------------------------------------------
Что же именно произошло в архивном городке на Пироговке, самом известном из архивных центров России – вопрос, требующий отдельного разъяснения. С одной стороны, многие российские учреждения, особенно научного толка, действительно пожароопасны. С другой – российские нормативы пожарной безопасности одни из самых жестких в мире, многие эксперты полагают, что в ряде случаев это излишне жесткие нормативы.
«Иногда требования, которые предъявляют к архивам и музеям, совершенно необоснованные, нереалистичные, их невозможно выполнить, - рассказал «СП» Александр Н., научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина. – К примеру, нынешние нормы требуют, чтобы в хранилищах не было электрических розеток, чтобы там не было никаких оборудованных рабочих мест. Выполнить такое – разумеется, нереально, это скажет всякий, кто имеет дело с музеями и архивами.
Нельзя требовать от зданий, построенных 70, 100, 200 лет назад, чтобы они соответствовали нормам 2000-х годов. Тогда надо сносить эти помещения и строить новые архивные городки», - отметил искусствовед.
«На Пироговке ситуация далеко не такая критическая, как в некоторых других госучреждениях, - утверждает сотрудник одного из временно закрытых архивов Дмитрий Н. – Например, буквально несколько недель назад ГАРФ проверял главк, то есть Росархив, и особенных недостатков не обнаружил.
А формальные требования к пожарной безопасности действительно жесткие до несуразности: например, пожарный надзор требует, чтобы в архивных зданиях из подвалов были дополнительные выходы. А как их пробьешь, если здание постройки 1930-х годов? Совершенно неразумное требование. Это, кстати, судя по всему, и послужило основной причиной этого закрытия».
«Не то, чтобы там было как-то особенно пожароопасно, но это обычные, довольно старые советские здания с советскими, кое-где захламленными интерьерами, - говорит Александр М., регулярно посещающий ГАРФ. – Понятно, что архивы у нас довольно бедные организации, но для соблюдения норм пожарной безопасности особенных денег не нужно. Достаточно, например, не захламлять лестницы старыми стульями».
Отметим, что, по сведениям источника «СП» среди сотрудников архивов, в некоторых помещениях архивного городка недавно производилась замена электропроводки, и в целом большинство инженерных систем зданий в порядке.
Временная приостановка эксплуатации самых различных зданий по представлению пожарного надзора – не редкость для столичных учреждений науки, культуры и образования. Так, за последние годы на те или иные сроки опечатывались: институты русского языки и философии РАН, Дипломатическая академия МИД, корпуса множества вузов, включая Сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, РХТУ им. Менделлеева, Государственный университет водного транспорта.
Кроме того, недавно после трагического пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в Москве прошел массовый рейд пожарного надзора по зрелищным заведениям и концертным площадкам, многие из которых были в результате закрыты – на время или окончательно.
Стоит отметить, что все без исключения госучреждения, а также большинство клубов и концертных залов, через некоторое время после опечатывания открываются вновь. Официально считается, что недостатки, за которые пожарный надзор предписал приостановить эксплуатацию зданий, устранены. Однако во многих местах в точки зрения пожарной безопасности ничего не изменилось – как, скажем, в большинстве полуподвальных и подвальных клубов.
«Все очень сильно зависит от состояния здания и его коммуникаций, - рассказал «СП» представитель одной из компаний, поставляющих на российский рынок противопожарное оборудование. - Если там изношены коммуникации, то единственный способ обезопасить – «латание дыр прогнившего судна». Только рано или поздно вода все равно пробьется.
Поэтому главная проблема - ветхое состояние инжерерии. И здесь нужна реконструкция здания. Конечно, можно поставить самую современную систему пожаротушения со сверхчувствительными извещателями, но дешевле привести в порядок ту же проводку. А архив на Пироговке - это здание 1930-х гг. постройки и я уверен, что капитальный ремонт там ни разу не проводился за 80 лет! Там нет современной системы вентиляции, дымоудаления. Об остальном даже говорить не приходится.
Так что, в принципе, можно закупить недорогие и довольно качественные отечественные извещатели с датчиками, расставить через каждые 10 метров огнетушители. Повесить пожарные шкафы, проводить тренинги персонала. Но это все равно, что сидеть с огнетушителем на пороховой бочке. Т.е. масштабы воспламенения могут быть непредсказуемы, и своими силами не всегда можно потушить»./svpressa.ru/