29.04.2010 В России следует срочно предпринять ряд мер, направленных на предотвращение техногенных катастроф. Наследство, доставшееся нам от СССР, сильно изношено. Так считает заместитель директора по науке Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, вице-президент Нанотехнологического общества России Георгий Малинецкий.
Ученый напомнил, что по инициативе МЧС с 1996 года в России работает группа исследователей, задача которых прогнозировать возможные катастрофы и бедствия. По словам Малинецкого, катастрофу на подобную Саяно-Шушенской они ждали на два-три года раньше. Но к ним не прислушались.
«На самом деле один рубль, вложенный в такую работу, экономит от 10 до 1000 рублей. Мы уже давно предложили простую идею. Есть система простая и дешевая, которая в реальном времени диагностирует агрегаты, в каком они состоянии. И, главное, она остановит систему, если необходимо, не допустит аварии. Мы писали, что нас ждут техногенные аварии и катастрофы. Но нам все отвечали: «Не беспокойтесь, все отлично, все под контролем, никаких дополнительных систем не надо». Мы ходили по разным министерствам. В одном ведомстве начальник департамента безопасности нам ответил так: «Бросьте вы это, на электростанциях там шумно и воняет, там читайте свои лекции». А страна тем временем шла к аварии», рассказывает Георгий Малинецкий.
Система управления в России парализована, и шансов пробиться у ученых нет, уверен он. Возведенная в советские времена и изношенная российская энергетика больна. И не только она. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – событие ключевое, которое должно было, по предположению ученых, изменить отношение к безопасности в стране. Но не изменило.
«Бог очень любит Россию, – горько иронизирует Малинецкий. – В Китае аналогичная авария унесла жизни двадцати тысяч человек сразу, было смыто и погибло еще сто тысяч. Хочу просто напомнить, что в России есть станции, где в зоне затопления живут более миллиона человек и находятся ядерные объекты. Я думал, что катастрофа на Саяно-Шушенской заставит задуматься, пересмотреть отношение к таким объектам. Но этого не произошло. И поэтому я могу констатировать – мы совсем близко к краю!»./«Новый Регион – Москва»/