27.04.2010 Глава МЧС Сергей Шойгу считает необходимым принять закон «об обязательном противопожарном страховании» (ОППС). Тема моментально стала одной из самых обсуждаемых в страховом сообществе и не только. Окончательно поверить в намерения государства принять этот закон помогла поддержка премьер-министра Владимира Путина.
Аналитики оценили потенциальный объем рынка в 19-20 млрд руб. страховой премии в год. Для страхового рынка России (в случае принятия закона) это означает рост на 4% от текущего объема. На фоне общих сборов — чуть более 500 млрд руб. в 2009 г. — это не так уж и много. Однако в случае с противопожарным страхованием гораздо важнее не абсолютный объём собираемых премий, а социальная значимость этого закона, приносимая им польза.
Что же это означает для граждан? Представьте, что вы пошли потанцевать в клуб, и там случился пожар, во время которого вы получили ожог или сломали руку. В текущей ситуации единственное, что можно предпринять — пожаловаться близким и за свой счет организовать себе медицинскую помощь. Судиться с собственником или взыскивать компенсацию с муниципальных органов за полученный ущерб — занятие долгое и, как показывает практика, неплодотворное.
По наиболее громким случаям государственные и муниципальные органы осуществляют показательные выплаты, но, в любом случае, тут не хватает системности… Да она и не может появиться, ведь нет ни специальных статей расходов, ни профессионалов в этой области.
В большинстве случаев собственник сам несет серьезные потери, лишившись объекта недвижимости, то есть возможного источника средств, в том числе для выплат пострадавшим по его вине. Закон об ОППС предполагает обязать собственника недвижимости страховать свою ответственность перед третьими лицами на случай пожара. В этом случае пострадавшие могут гарантированно рассчитывать на компенсацию, а собственник — имеет возможность сосредоточиться на восстановлении своего имущества.
Мера по введению ОППС, как и любого другого обязательного вида страховой защиты, направлена в первую очередь на повышение экономической стабильности с использованием эффективных рыночных инструментов. Она позволит переложить основную тяжесть компенсаций с государственного бюджета на страховые компании, предназначение которых как раз и заключается в подобной деятельности.
При таком подходе если пожар все-таки произойдет, общение пострадавшего с собственником сократится до выяснения номера полиса и названия страховой компании, куда он обратится со справками, подтверждающими причинение вреда здоровью, и получит компенсацию.
Выигрывает и пострадавший, и страхователь. Но наивно было бы предполагать, что чудо случится без нашего с вами непосредственного участия. За все в жизни нужно платить — и за ОППС, в случае принятия закона, придется тоже. Страховщикам нужно будет выстраивать сложные системы взаимодействия с различными государственными инстанциями и формировать стандарты работы, а значит нести существенные операционные издержки. Потребителю — регулярно покупать такую страховку по фиксированной стоимости (предположительно чуть более 2000 руб. в год с одного объекта недвижимости, принадлежащего юридическому лицу). Согласитесь, это немного, особенно с учетом предусмотренного объема компенсации за последствия пожара.
Любую инициативу можно раскритиковать и найти в ней множество недоработок. Проект ОППС — не исключение. Но важно понимать, что большинство цивилизованных и развитых экономик мира уже давно имеет подобные инструменты социальной защиты граждан. Обеспечение такой защиты через механизм страхования избавляет от необходимости тратить средства госбюджета на выплаты, жертвуя другими направлениями расходов. Если мы хотим создавать для себя и будущих поколений стабильные и комфортные для всех условия жизни, противопожарное страхование — безусловно, шаг в этом направлении./vedomosti.ru/