26.03.2010 Помимо потопов, землетрясений и обвалов, всегда остается актуальной проблема пожарной безопасности. Спасатели николаевской области выезжают на ликвидацию пожаров по 3-4 раза в день. Причины их возникновения разнообразны: начиная от бытовых – замыкание электропроводки, заканчивая банальными – курение в нетрезвом состоянии. Но не всегда удается спасти людей, особенно в сельской местности, даже не смотря на оперативность действий службы МЧС. Почему? С этим вопросом мы обратились к заместителю начальника Главного управления МЧС Украины в Николаевской области полковнику службы гражданской защиты Сергею Корогоду.
- Сергей Владимирович, с чем связано большое количество пожаров и погибших на них людей в населённых пунктах сельской местности?
Да, действительно, на сегодняшний день вопрос реагирования на пожары в сельской местности еще полностью не решен. Именно в них возникает большинство загораний и гибель около 80% людей от общего количества погибших. Это связано с тем, что спасателям приходится преодолевать значительные расстояния, прежде чем доберутся до места происшествия. Указанная проблема возникла из-за катастрофического уменьшения количества подразделений местной пожарной охраны, которые в советское время существовали практически на территории каждого сельского совета.
- Есть ли какие-то пути решения этой проблемы?
Для решения проблемы оказания своевременной помощи подразделениям МЧС, согласно Законов Украины «О пожарной безопасности», «О местном самоуправлении в Украине», постановления Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 года №202 «Об утверждении положения о местной пожарной охране», органами местного самоуправления и исполнительной власти создаются подразделения местной пожарной охраны (МПО). В Николаевской области вопросы по созданию и функционированию подразделений МПО и добровольных противопожарных формирований постоянно отображаются в информациях органам власти, соответствующие вопросы поднимаются на заседаниях коллегий и комиссий ТЭБ и ЧС разных уровней, с принятием конкретных решений. Кроме того, решением сессии областного совета от 16 октября 2009 года №3 была утверждена «Региональная целевая социальная программа развития гражданской защиты Николаевской области на 2009-2013 года», которой созданы условия для обеспечения безопасной жизнедеятельности населения сельской местности. Но на сегодняшний день вопрос по созданию МПО решается очень медленно, а в некоторых районах вовсе не сдвигаются с мёртвой точки.
- И что предусматривает эта программа?
Программой, впервые за годы независимости Украины, определено стратегию развития местной пожарной охраны, а именно: создание 64 новых подразделений МПО (в 2009 году – 9, в 2010-2012 годах по 15, в 2013 году – 10), строительство и реконструкция 60 пожарных депо (в 2009 году – 2, в 2010 году – 13, в 2011-2012 годах по 18, в 2013 году – 9), закупка и ремонт 121 пожарного автомобиля (в 2009 году – 1, в 2010 году – 29, в 2011 году – 36, в 2012 году – 34, в 2013 году – 31 автомобиль).
- Сергей Владимирович, и какая же ситуация сегодня в области по созданию местной пожарной охраны?
Несмотря на то, что Николаевской облгосадминистрацией и областным советом проводится значительный объём организационных мероприятий по соответствующему вопросу, на местах органами местного самоуправления и исполнительной власти работа проводится на недостаточном уровне. На сегодняшний день из 77 необходимых подразделений МПО создано 15. И только в Веселиновском районе создано 4 МПО из 4 необходимых.
В некоторых районах наблюдаются факты сокращения ранее созданных команд. Например, в Кривоозерском районе в течение 2008-2009 годов прекратили функционирование две местные пожарные команды на базе Секретарского и Тридубского сельских советов. В наиболее пожароопасном Жовтневом районе прекратила функционировать местная пожарная команда с ноября 2009 года. А в Баштанском районе на балансе Привильненского сельского совета в наличии исправный пожарный автомобиль и приспособленное для его гаражирования помещение. Местным бюджетом на 2009 год были предусмотрены средства на создание местной команды, но средства так и не освоены. В Новобугском районе комиссией ТЭБ и ЧС в течение трех последних лет принимается решение по созданию МПО при условии перевыполнения местного бюджета на 5%, другие организационные мероприятия не принимаются вовсе.
В 10 из 19 районов области, а именно: Арбузинском, Баштанском, Братском, Врадиивском, Еланецком, Кривоозерском, Николаевском, Новобугском, Очаковском и Новоодеском районах не создано ни одного подразделения местной пожарной охраны, чем создаются предпосылки для увеличения масштабов опасных факторов, гибели людей от них и нанесению значительных материальных убытков.
- А какая ситуация в Березанском районе Николаевской области? Ведь именно там с началом оздоровительного периода пребывает большое количество людей.
Да, особую обеспокоенность сегодня вызывает факт значительной отдаленности государственных подразделений МЧС от объектов оздоровления в Березанском районе. Ближайшее подразделение МЧС находится на расстоянии более 25 км до объектов оздоровления, находящихся в с.Морское, с.Рибаковка, с.Луговое. В случае возникновения пожара либо происшествия на территории перечисленных населённых пунктов, сотрудники МЧС не смогут вовремя оказать необходимую помощь. В связи с этой проблемой, на сессии Рибаковского сельского совета от 23.09.08 принято решение по отводу земельного участка под строительство нового пожарного депо и открытию спецсчета, но строительство до сих пор не начато.
- Такая проблема существует только в Николаевской области?
Нет, эта проблема приобрела уже общегосударственный уровень, в связи с чем по инициативе МЧС Украины, Министерством финансов Украины проведен расчет объема расходов на местную пожарную охрану в разрезе уровней местных бюджетов на 2010 год, согласно которого, только из государственного бюджета на обеспечение функционирования МПО Николаевской области на 2010 год планируется выделить более 3 млн.грн.
- Сергей Владимирович, я знаю что в советское время на каждом предприятии существовали добровольные пожарные формирования. Есть ли такие сейчас и если да, то какие их функции?
На сегодняшний день обеспокоенность вызывает именно отсутствие добровольных пожарных формирований или команд, которые должны создаваться на предприятиях учреждениях и организациях, особенно на объектах с высокой степенью приемлемого риска и объектах с массовым пребыванием людей. Однако на сегодня количество формирований на территории области не отвечает действующим требованиям. Хочу отметить, что эти противопожарные формирования играют особую роль в обеспечении пожарной безопасности. Их основными заданиями является спасение людей и ликвидация или недопущение увеличения площади горения до прибытия пожарно-спасательных подразделений МЧС. По инициативе МЧС Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 февраля 2009 года №136 утверждено «Положение о добровольной пожарной дружине». На выполнение требований соответствующих законодательных документов, 17.03.2010 на комиссии ТЭБ и ЧС при облгосадминистрации, утверждён перечень предприятий и населённых пунктов, где рекомендуется создание добровольных пожарных дружин (команд) (протокол заседания №5). Соответствующим приказом МЧС Украины введено понятие «местное добровольное пожарное формирование», которое создается решением органа местного самоуправления или местной общиной в пределах административно-территориальной единицы согласно требований законодательства.
- Можно ли надеяться на то, что все-таки помощь жителям сельской местности в случае возникновения пожаров будет оказана вовремя?
Что касается государственных подразделений МЧС, то на них можно рассчитывать всегда не зависимо от расстояний и препятствий, которые прейдется преодолевать для обеспечения безопасности людей.
Вопрос создания и функционирования МПО находится на постоянном контроле в Министерстве по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Следовательно, создаются все предпосылки для создания, функционирования и финансирования местной пожарной охраны и добровольных пожарных формирований. Заключительные организационные решения должны принять председатели органов местной власти. Как они отработают в этом году, так и обеспечат безопасность населения на закреплённых административно-териториальных единицах./pn.mk.ua/