18.03.2010 Осталось 13 дней. Одно даже число это выглядит вполне завораживающим. А уж в контексте слов «чрезвычайные ситуации» – так и вовсе пугающим.
--------------------------------------------------------------------------------
Между тем того, о чём пойдёт речь, следовало бы не пугаться, а с трезвой головой разобраться: зачем и для чьей выгоды оно сделано? Ибо речь пойдёт о всего лишь, казалось бы, документе – Соглашении между МЧС России и правительством Коми.
Документ был подписан 9 ноября 2007 года. Он называется очень длинно: «Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Коми о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах».
Как мы не поленились и переписали это название, так не поленитесь и вы и всё-таки прочитайте. Фактически в одном названии обрисована вся суть документа.
Инициатива пришла из Москвы осенью 2006 года. В адрес Главы Коми поступило ласковое, в духе дона Корлеоне, предложение заключить соглашение о передаче львиной доли полномочий действовавшего к тому времени уже лет 15 Комитета ГО и ЧС МЧС по РК. Разумеется, «в целях повышения эффективности решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Так вот, несмотря на сложившийся у нас образ Владимира Торлопова как моментально берущего под козырёк, он МЧС – отказал! В распоряжении «Красного знамени» имеется ответ Торлопова полпреду Президента в Северо-Западном округе Илье Клебанову (тот, естественно, лоббировал инициативу федералов), где бывший Глава РК пишет прямо: «Подписание представленного МЧС России проекта Соглашения повлечет за собой исключение передаваемых МЧС России полномочий из функций органов государственной власти Республики Коми, ликвидацию действующей инфраструктуры, увольнение ее работников, необоснованный рост социальной напряженности в регионе и, как следствие, необходимость дополнительных затрат республиканского бюджета… на их выполнение. Кроме того, проект Соглашения противоречит Бюджетному Кодексу… Считаю подписание нового Соглашения нецелесообразным».
Разговор должен был считаться оконченным? Не тут-то было! Надо понимать, что такое МЧС, и особенно – его руководитель Сергей Шойгу; каким природным нравом он обладает и каким политическим весом пользуется…
В общем, 31 октября 2007 года правительство РФ утвердило Соглашение между МЧС и правительством РК – ровно в той редакции, что и вышла из недр ведомства Сергея Кужугетовича. Целесообразность откуда-то нашлась.
Но и это не всё. Чтобы соглашение заработало, МЧС вознамерилось закрепить его не очередным договором, чётко определяющим права и обязанности сторон, а конкретным регламентом, который, собственно, и отдавал МЧС по РК окончательно все полномочия и ресурсы былого КГОЧС. В мае 2008 года против проекта такого регламента резко и недвусмысленно выступила администрация Главы. Надо ли говорить, что регламент взаимодействия был утверждён правительством РК 30 декабря того же года?...
Собственно, именно с того момента КГОЧС прекратил своё существование, сморщившись до Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты (КОМГЗ). В массовом и спешном порядке (что в переводе на русский, как известно, означает «в беспорядке») все ресурсы, главный из которых, естественно, люди, стали переваливаться в ГУЧС. Сейчас в КОМГЗ работают… 12 человек. В ГУЧС – 485 в штабе и 1100 на местах!
Мы никому ни в коем случае не навязываем никаких выводов, но факт остаётся фактом: Подъельск пришёлся аккуратно на разгар переходного периода. И мы помним, что после этого страшного пожара в отставку были отправлены высокопоставленные чиновники республики, района, от должностей отстранены сотрудники Госпожнадзора. А начальник Главного управления МЧС по РК Олег Мануйло... получил очередное звание – генерал-майора! Вероятно, за ударные темпы реорганизации?...
Ну да ладно, Бог бы с ним, с Подъельском. Но идущее (и гнетущее действующих сотрудников) разделение на «федералов» и «республику» сказывается на эффективности службы по сию пору. Не далее как 7 марта нынешнего года в деревне Бугаево Усть-Цилемского района загорелся дом. Погорельцы устали вызывать «федералов», которые так и не смогли обеспечить выезд расчёта – трех машин. В последний момент сообразили позвонить «республиканцам». Увы: «республиканская» машина успела уже только к головёшкам…
Ну а про громогласную и громовержную кампанию по поискам удорских Андреев, наверное, лучше всего расскажут пустые бутылки, которые до сих пор позвякивают на месте дислокации хвалёных федеральных «МЧС-коммандос», с помпой и несметным числом телекамер высаживавшихся минувшим летом на Косланском аэродроме…
Так вот: осталось девять месяцев и 13 дней. До окончания срока действия соглашения. И всего 13 дней, чтобы новый Глава республики Вячеслав Гайзер определился: будет ли он пролонгировать это действие? Ибо документ обязывает уведомить о таком желании сторону не позднее чем за девять месяцев.
Есть мнение спросить о таком желании рядовых сотрудников спасательной службы и пожарных. Понятно, что услышанное вряд ли послужит железным аргументом в разговоре со всесильным Сергеем Шойгу (он и сам такую лексику неоднократно слышал и употреблял). Но укрепиться в своих подозрениях, а вероятно, и в убеждениях – небесполезно./komikz.ru/