16.03.2010 В России наблюдается снижение количества пожаров и людей, погибших при них. Так, за последние 8 лет число погибших сократилось с 20 тысяч человек до 13,9 тысяч. Однако в целом показатели по-прежнему не внушают оптимизма. В 2009 году в России произошло 187 150 пожаров, в которых погибло 13 934 человека, пострадало - 13155. Ежегодно из-за пожаров лишаются жилья 138 тысяч россиян. Поэтому очевидна необходимость поиска все более современных подходов к обеспечению пожарной безопасности. Одним из них является разработка и принятие законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара", инициатором и разработчиком которого выступило МЧС России.
Законопроект предусматривает установление нового порядка планирования мероприятий по надзору, введение иных форм осуществления проверок противопожарного состояния объектов, дифференцирование сроков их проведения, а также создание института надлежащего уведомления проверяемых организаций о предстоящей проверке.
Сегодня в соответствии с требованиями законодательства инспектор пожарного надзора имеет право провести плановую проверку соблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности не чаще одного раза в три года. Он обязан заранее уведомить собственника объекта о проведении проверки. Исключение составляют объекты здравоохранения, образования и социальной сферы, в отношении которых периодичность проведения плановых проверок установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944.
В жилом секторе осуществление таких проверок возможно только по решению судебных органов.
За одним сотрудником государственного пожарного надзора закреплено в среднем более 200 объектов надзора - цифра внушительная. В результате коэффициент выявленных нарушений составляет от 30 до 80% в зависимости от сложности обследуемого объекта. Причиной того, что некоторые нарушения остаются без внимания инспектора, является банальная нехватка времени, отведенного для проверки объекта.
Принятие "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" - переход к новым формам и методам противопожарной защиты
Принятие федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" создало основу для перехода к новым современным формам и методам противопожарной защиты объектов различных форм собственности.
С введением в действие данного закона повысилась ответственность собственников за состояние пожарной безопасности принадлежащих им объектов. При этом у них появилось право выбора способов противопожарной защиты.
В соответствии с положениями Технического регламента, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
При этом, если выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности, то расчет пожарного риска не требуется.
Сегодня страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб в результате пожара носит в России добровольный характер
Законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности в настоящее время определены направления по противопожарному страхованию. Но на сегодняшний день они носят добровольный характер.
Так, статьей 64 федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривается при разработке декларации пожарной безопасности оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожаров, которая может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности.
В разделе II формы декларации пожарной безопасности, утвержденной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91, предусмотрена возможность представления полиса добровольного противопожарного страхования.
Учитывая, что декларация направляется в орган государственного пожарного надзора в уведомительном порядке, наиболее объективным является представление в данном разделе полиса страхования ответственности. Это тем более актуально, так как собственнику в настоящее время дано право указывать в декларации любую сумму ущерба, без каких-либо подтверждающих документов.
Аудит пожарной безопасности как одна из форм независимой оценки пожарного риска
Для устранения излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства Техническим регламентом предусмотрена независимая оценка пожарного риска - аудит пожарной безопасности.
Сегодня в России созданы все условия для полномасштабного развития независимой оценки пожарного риска на основе правовых и открытых взаимоотношений между собственниками объектов защиты, экспертными и страховыми организациями.
Риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений. Содержание риска и степень его вероятности определяют содержание и границы страховой защиты.
Введение аудита пожарной безопасности способствует развитию иных форм регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности. Одной из таких форм является противопожарное страхование.
В настоящее время уже ведется работа по взаимодействию органов государственного пожарного надзора со страховыми компаниями. Так, только в г. Москве заключены соглашения о взаимодействии с более чем 15 страховыми компаниями. Данные соглашения позволяют страховщикам получать информацию о складывающейся обстановке с пожарами и их последствиях и взаимодействовать с дознавателями при установлении причин пожаров.
Результатом независимой оценки пожарного риска является заключение о соответствии (или несоответствии) объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности.
Данное заключение и должно стать основой расчета страховых премий, вносимых собственниками недвижимого имущества при получении страховых полисов. Чем выше риск, тем больше должны быть страховые выплаты и, наоборот, чем лучше на объекте соблюдаются требования пожарной безопасности, тем меньший страховой взнос должен платить его владелец.
Проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара" - комплексное решение проблем защиты от последствий пожаров
Выступая на научно-практической конференции, посвященной вопросам развития обязательного противопожарного страхования в России, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу высказал убежденность, что "проблему обеспечения пожарной безопасности нельзя решить усилиями одной, пусть и эффективной службы". В связи с этим МЧС предприняло ряд серьезных шагов в обеспечении пожарной безопасности при одновременном снижении нагрузки на бизнес. "Не хватает одного важного звена - цивилизованного грамотного противопожарного страхования, которое в мировой практике - дело привычное", - отметил Сергей Шойгу.
Для многих цивилизованных стран обязательное противопожарное страхование давно стало нормой. Мировой опыт изучался и применялся и при разработке законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара".
Цель законопроекта - гарантия защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, связанных с причинением вреда имуществу жизни или здоровью в результате пожара, финансовое обеспечение ответственности перед третьими лицами за причинение возможного вреда.
Положения законопроекта в основном направлены на урегулирование отношений, складывающихся при заключении договоров противопожарного страхования, которое включает в себя страхование имущества или ответственности на случай пожара.
Сергей Шойгу подчеркнул, что "законопроект предусматривает страхование собственником недвижимости не собственного имущества, а своей ответственности перед третьими лицами". "Если человек оказался в зоне возгорания и пострадал, то за причинение вреда здоровью должен нести ответственность собственник объекта", - сказал Сергей Шойгу.
Таким образом, "речь идет о соблюдении действующего законодательства, а не о перекладывании ответственности на чьи-то плечи".
Основной идеей законопроекта является комплексное решение проблем защиты от негативных последствий, которые могут быть причинены в результате пожара имуществу физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, жизни или здоровью граждан.
Принятие закона позволит повысить уровень противопожарной защиты всех объектов недвижимости. Прежде всего, за счет повышения ответственности собственника. Этому будет способствовать внедрение экономических инструментов: чем хуже противопожарное состояние объекта, тем больший страховой взнос придется платить его владельцу.
В настоящее время законопроект направлен на рассмотрение в федеральные министерства и заинтересованные ведомства. Он уже прошел несколько стадий публичного обсуждения. Текст законопроекта размещен на официальном портале МЧС России в сети интернет. И желающие могут высказать по нему свои предложения и замечания.
"Мы намерены довольно активно обсуждать со специалистами каждую статью этого законопроекта, сделать его продвижение абсолютно прозрачным", - сказал Сергей Шойгу./rg.ru/