01.03.2010 На вопросы жителей Хакасии отвечает начальник Управления по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности по Республике Хакасия Андрей Фирсов.
— Все чаще слышим новое слово ЦУКС. Что это такое? (Екатерина Мужайлова, студентка, г. Абакан)
— Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) - это новое подразделение МЧС России. В конце 2007 года Президент России Владимир Путин и глава МЧС России Сергей Шойгу торжественно открывали Национальный ЦУКС в министерстве. Вот цитата из выступления министра МЧС: «Национальный центр управления в кризисных ситуациях должен стать основным звеном управления всеми федеральными и региональными органами власти в случае возникновения чрезвычайной ситуации».
Для максимальной эффективности создается вертикаль управления в субъектах Российской Федерации. Поэтапно подобные Центры появятся во всех регионах России и работают они не только в интересах МЧС России, но и органов исполнительной власти каждого конкретного региона.
Основными задачами Центра управления в кризисных ситуациях являются:
- сбор, обработка оперативной информации о чрезвычайных ситуациях, мониторинг и прогнозирование ЧС, учет сил и средств, ресурсов, задействованных в ликвидации ЧС;
- оперативное управление в экстренных ситуациях;
- координация деятельности ведомственных дежурно-диспетчерских служб при угрозе или возникновении ЧС;
В Хакасии Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Хакасии начал действовать с 1 января 2010 года. В дежурной смене ЦУКС организовано 6 рабочих мест:
1. старшего оперативного дежурного;
2. помощника старшего оперативного дежурного по государственной противопожарной службе;
3. оперативного дежурного по силам и средствам;
4. дежурного по мониторингу;
5. оперативного дежурного пункта управления;
6. специалиста по 3-d моделированию.
В режиме повседневной деятельности ЦУКС обеспечивает:
- прием сообщений о любых происшествиях и пожарах, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;
- обобщение и анализ информации о происшествиях, пожарах и ЧС за текущие сутки;
- поддержание в постоянной готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
- осуществление контроля готовности аварийно-спасательных формирований республики, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных.
— Каким образом сотрудники МЧС получают информацию о происшествиях и насколько от своевременного получения информации зависит оперативность МЧС? (А.А. Добрый, инженер связи из Черногорска)
— Оперативность экстренных служб МЧС - пожарных, спасателей, других специалистов - напрямую зависит от своевременного получения сообщения о происшествии. И с этим, действительно, бывают проблемы. Нередки случаи, когда руководство предприятий или сельских поселений скрывает информацию, ошибочно полагая, что все само собой образуется. В МЧС начинают звонить встревоженные жители или информация доходит еще каким-то неофициальным способом. Кстати, Центры управления в кризисных ситуациях должны помочь решить и эту проблему. Вертикаль информационного обеспечения и управления распространяется вплоть до единых дежурно-диспетчерские служб (ЕДДС) муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) организаций (объектов). Сейчас перед нами стоит задача инициировать создание ЕДДС во всех городах и районах республики. Смысл таков - дежурный диспетчер, который в круглосуточном режиме, по образцу ЦУКСов, собирает информацию на своей территории, обобщает, анализирует ее, в общем, владеет всей оперативной обстановкой и своевременно передает ее в дежурную смену МЧС. Только в этом случае можно говорить о качественном прохождении информации и о своевременном реагировании.
Пока главы муниципалитетов, ссылаясь на нехватку денег, неохотно идут на создание ЕДДС, хотя это требование федерального закона, а не прихоть МЧС. В Хакасии только власти Усть-Абаканского района проявили волю и создали единую дежурно-диспетчерскую службу. Теперь надо совершенствоваться - обучать людей, обновлять оргтехнику. Современные требования к работе, особенно к оперативной работе, очень высоки. Не случайно ЦУКС еще называют «интеллектуальным центром спасения». Здесь формируются различные информационные базы данных, например, по силам и средствам, которые могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по потенциально-опасным объектам и т.д.
Эта информация позволит моделировать угрозы и ЧС, разрабатывать варианты их предупреждения и смягчения последствий. Таким образом, будут готовиться сценарии для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений с учетом различных условий (времени года, суток, погоды) в районах событий.
После ликвидации чрезвычайной ситуации описание работ будет закладываться в архив информационной базы данных, чтобы в случае возникновения подобной ситуации специалисты смогли использовать аналогичные случаи для анализа.
Проще говоря, с созданием ЦУКС планируется повысить оперативность реагирования на чрезвычайную ситуацию, качество оказания практической помощи населению. На начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей чрезвычайной ситуации очень важно скоординировать действия различных министерств и ведомств, которые привлечены к работе, важно принимать грамотные решения для своевременного проведения экстренных мероприятий./xakac.info/