08.02.2010 На прошлой неделе сразу несколько электронных и печатных СМИ разместили у себя выдержки из бюллетеня, составленного местным отделением Государственного пожарного надзора (ГПН). Подобные релизы рассылаются надзорниками и спасателями еженедельно. Их цель — в очередной раз напомнить тольяттинцам о правилах собственной безопасности во время бедствий. Ознакомившись с информацией, часть тольяттинцев восприняла информацию буквально и сделала для себя страшный вывод: в случае пожара чрезвычайные службы им не помогут.
Боятся огня
Свежие рекомендации сотрудников ГПН были посвящены проблемам пожарной безопасности (ПБ) в жилых домах повышенной этажности. Таких зданий в Тольятти насчитывается более 220 (12, 14 и 16 этажей). С точки зрения правил ПБ все они более чем неблагополучны. Их главный недостаток — сами жители, которые предпочитают не думать о собственных жизнях и безответственно относятся к домовому хозяйству. В городе нет ни одной высотки, где пути эвакуации свободны от сломанных холодильников, старых диванов, стройматериалов, детских санок и лыж. Ящики с противопожарным оборудованием, которые обязательны для высотных объектов, давно разворованы жильцами и превращены в садово-огородный инвентарь. Общие коридоры отгорожены друг от друга металлическими дверями. Говоря проще, высотки — старая головная боль местных спасателей, о которой они твердят регулярно. Тольяттинцы вместе с городскими властями с той же периодичностью игнорируют их предписания. Однако далеко не все. В редакцию обратилась 62-летняя пенсионерка Надежда Моисеенко. Она внимательно изучила текст, распространенный Госпожнадзором. Надежда Дмитриевна проживает на 13-м этаже и знает о проблемах своего дома. Моисеенко рассказала, что внимательно относиться к технике ПБ ее научила судьба. По роковому стечению обстоятельств пенсионерка пережила в своей жизни два крупных пожара, в одном из которых погиб ее внук:
— Не буду вспоминать тот страх, что мне пришлось испытать, хочу лишь сказать, что огня боюсь до сих пор, хотя с последней трагедии прошло уже много лет. Мой страх только усилился, когда я прочитала, что на вооружении тольяттинских пожарных нет ни одного автомобиля, способного эвакуировать жильцов, чьи квартиры находятся выше 9-го этажа. Получается, что я буду вынуждена бессильно наблюдать за тем, как пожарные спасают жильцов первых девяти этажей, а нас, «высотников», оставляют на верную гибель. Вы поймите меня правильно: в голове даже не укладывается мысль, что во время бедствия мне никто не поможет.
Недоступны для эвакуации
Эксперты нам пояснили, что вся высотная пожарная техника делится на два вида — механические автолестницы и гидравлические подъемники. По словам Геннадия Лиманина, помощника главного инженера ОАО «Пожтехника» (крупнейший в России производитель спасательных подъемников), главная польза такой техники заключается в том, чтобы эвакуировать людей с верхних этажей, если другие пути спасения уже охвачены пламенем:
— У людей, которые проживают выше второго этажа, выхода по большому счету два. Либо спуститься на улицу через подъезд по лестнице, либо ждать, когда на этаж будет организовано подъемное устройство. Использование третьего варианта — лифта — строго запрещено правилами ПБ. Часто случается так, что и лестничные пролеты во время пожара заполняются едким дымом. В «лучшем» случае можно не найти выхода, в худшем — отравиться угарным газом. Вот для подобных ЧП как раз существуют автолестницы и автоподъемники.
Кроме этого, Геннадий Викторович озвучил основную тонкость ситуации. Наибольшая часть отечественного жилмассива застроена домами высотой до 9 этажей. Автомобили, ограниченные этой высотой, не требуют больших средств на покупку и обслуживание, а работа в городе для них найдется всегда. Другое дело подъемник высотой 50, 68, 72 или 98 метров. Учитывая высоту подъема, такие платформы очень громоздкие, капризные, дорогостоящие и на пожары выезжают, грубо говоря, один раз в год. В целях экономии вместо одного высотного подъемника раньше для пожарных частей закупались две невысокие автолестницы.
Подъемные механизмы высотой 30 метров (уровень 9-го этажа) в Тольятти имеются в достаточном количестве. Этот факт сотрудники ГПН подтверждают. Однако сообщают, что в местном гарнизоне нет автомобилей, способных подняться выше этой отметки. Дословная выдержка из опубликованного релиза звучит так: «В случае возникновения пожара на 10-11 этажах и выше жильцов невозможно эвакуировать». Это, в общем-то, ключевая фраза, которая привела в ужас отдельных тольяттинцев. Именно в ней и заключается основное лукавство.
Тактическая хитрость
На практике оказалось, что специализированные пожарные подъемники, способные спасать людей на нестандартных высотах, в Тольятти все-таки имеются. И не один, а целых четыре штуки.
Два из них принадлежат АО «АВТОВАЗ» и обслуживают в основном территорию завода. Первый — коленчато-телескопический подъемник Bronto Skylift имеет высоту 72 метра. Он способен эвакуировать людей даже с 25-го этажа. Второй чуть уступает в высоте, однако помочь жителям 16-этажек вполне способен. Несмотря на то что эта техника ведомственная, между городскими пожарными и заводскими существует договоренность о взаимовыручке. Иными словами, оба гиганта выезжают на пожары в жилых кварталах по первому сигналу.
Два других подъемника состоят на службе непосредственно у городских огнеборцев. Один, высотой 50 метров, совсем новый, несет боевое дежурство в Комсомольском районе. В той же пожарной части находится и четвертый подъемник. Он гораздо старше своих «коллег», но, тем не менее, не списан и периодически привлекается к тушению огня на высотах выше 9-го этажа.
Первую версию о причине, по которой ГПН распространяет в массах непроверенную информацию, озвучил Борис Замков, член общественной инициативной группы «Самарская область — за пожарную безопасность!»:
— Сделано это было, как мне очевидно, для того, чтобы заставить горожан подумать над противопожарным состоянием их жилища. Все бы ничего, в борьбе за жизнь и здоровье населения хорош любой метод. Но «тактическая хитрость» спасателей возымела другой эффект.
В самом отделении Госпожнадзора по Тольятти и Ставропольскому району вразумительного ответа получить так и не удалось. Начальник ОГПН Владимир Степанов пояснил следующее:
— Я не могу сразу так сказать, сколько в Тольятти высотных подъемников. Мы тут немного другими вопросами занимаемся. За технику у нас отвечают отдельные люди, это не моя компетенция. Знаю, что основная масса подъемной техники не работает на высотах выше 30 метров. Возможно, в виду имелось именно это. В любом случае тут надо уточнять, такая информация есть в пресс-центре.
В пресс-службе ГУ «31 ОФПС по Самарской области» информация действительно нашлась. По словам пресс-секретаря Екатерины Масловой, высотные подъемники в Тольятти есть, а потому непонятно, как можно такой факт отрицать:
— Эти автомобили существуют, весь гарнизон о них знает. Абсолютно верно, их несколько. Думаю, что коллеги из ГПН имели в виду другое — подъемников в городе катастрофически не хватает. Это действительно проблема. Поскольку техника сложная, она часто выходит из строя. То один ломается, то второй.
По совокупности собранной информации складываются любопытные выводы. Первый — отсутствие в отдельных подразделениях МЧС актуальной информации о том, чем и как будут спасать тольяттинцев в чрезвычайной ситуации. Отсюда необъективная пропаганда среди горожан, которые, как итог, теряют веру в помощь оперативных служб.
Второй же вывод основан на предыдущем. Обзаведись местный пожарный гарнизон необходимым количеством высотной техники, у Госпожнадзора не возникло бы повода по-своему трактовать объем сил и средств, привлекаемых для тушения пожаров. У тольяттинцев же — беспокоиться за собственную жизнь в случае чрезвычайной ситуации. Впрочем, и нехватка спецтранспорта в Тольятти не была бы такой острой, если обитатели многоэтажек не разнесли по огородам противопожарное оборудование своих же жилищ/press-volga.ru/