08.02.2010 Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» направила обращение на имя руководителя Администрации Президента российской Федерации Сергея Нарышкина с просьбой рассмотреть разработанные ею предложения о мерах по устранению административных барьеров путем исключения дублирующих функций МЧС РФ и Ростехнадзора.
В «ОПОРЕ РОССИИ» отмечают, что в настоящее время субъекты предпринимательской деятельности регулярно сталкиваются с проблемами, связанными с дублированием контрольно-надзорных функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Au92 приводит предложения «ОПОРЫ РОССИИ» по устранению дублирования функций указанных федеральных органов власти.
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
о мерах по устранению административных барьеров путем исключения дублирующих функций МЧС РФ и Ростехнадзора
В настоящее время сложилась практика дублирования регулирующих функций МЧС РФ и Ростехнадзора в области обеспечения пожаровзрывобезопасности отдельных надземных производственных объектов.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее закон № 69-ФЗ) и вступивший в действие с 01.05.2009 года Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регулируют общественно-правовые отношения в области обеспечения пожаровзрывобезопасности любых объектов, в том числе и производственных. Надзорные и контрольно-регулирующие полномочия на основании этих законов реализует МЧС РФ через осуществление функций государственного пожарного надзора.
При этом в соответствии со статьей 6 закона № 69-ФЗ контроль пожаровзрывобезопасности на подземных объектах, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляются Ростехнадзором.
Таким образом, для исключения дублирования полномочия МЧС РФ и Ростехнадзора прописаны и разграничены в нормативных документах МЧС РФ.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 116-ФЗ).
К категории опасных производственных объектов согласно приложению 1 к закону № 116-ФЗ относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
По источнику опасности (горючая среда и/или окислитель) объекты, указанные в подпунктах а), б) и в) приложения 1 к закону № 116-ФЗ, являются пожаровзрывоопасными и такие надземные объекты подлежат Государственному пожарному надзору.
При этом в законе № 116-ФЗ отсутствует разграничение полномочий МЧС РФ и Ростехнадзора в отношении осуществления контроля пожаровзрывобезопасности указанных надземных объектов (как это сделано в законе № 69-ФЗ).
В соответствии с законом № 116-ФЗ и изданными на его основании нормативными правовыми актами РФ и ведомственными нормативными актами Ростехнадзор осуществляет государственные регулирующие функции в отношении объектов, работающих с веществами, указанными в подпунктах а), б) и в) приложения 1 закона № 116-ФЗ, посредством надзора, лицензирования и контрольно-согласительных процедур.
Таким образом, на надземные производственные объекты, подпадающие под признаки подпунктов а), б) и в) приложения 1 закона № 116-ФЗ и являющиеся пожаровзрывоопасными, распространяется двойное законодательное регулирование в области обеспечения пожаровзрывобезопасности через осуществление надзорных и контрольных функций МЧС РФ (Государственным пожарным надзором) и Ростехнадзором. Данный факт свидетельствует о дублировании и создании административных барьеров для ведения бизнеса.
Более того, указанное дублирование противоречит нормам статей 3 и 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ситуация с существующим дублированием контрольно-регулирующих функций указанных ведомств усугубилась для представителей бизнеса при введении по инициативе Ростехнадзора лицензирования взрывоопасных производственных объектов (Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 года № 18). Несмотря на то, что указанные объекты уже лицензировались МЧС РФ в качестве пожароопасных производственных объектов (Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 года № 595).
По инициативе ОПОРЫ РОССИИ сложившаяся ситуация с двойным лицензированием стала предметом рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы (Протокол № 65 от 29 июня 2007 года). На основании ее решений с целью устранения двойного лицензирования опасных производственных объектов была инициирована работа по внесению изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные нормативные правовые акты правительства РФ. Одновременно решением Правительственной комиссии поручалось внести необходимые уточнения положений закона № 116-ФЗ в части определения понятия "производственный объект", а также введения количественных критериев отнесения производственных объектов к категории взрывоопасных производственных объектов».
Кроме того, критерии закона № 116-ФЗ отнесения объектов к опасным производственным применяются также в Градостроительном Кодексе и некоторых подзаконных актах в иных сферах государственного регулирования. Неоднозначность их толкования также создают дополнительные противоречия во взаимоотношениях надзорно-регулирующих госорганов и субъектов бизнеса. Такое положение приводит к возникновению правовых коллизий при отстаивании субъектами бизнеса своих законных прав и интересов (в приложении решения высших инстанций судов).
Соответствующие предложения были разработаны и согласованы в установленном порядке Министерством экономического развития РФ. Однако данная работа не была завершена и предложенные изменения в законодательство не внесены. Как итог – проблема не решена и продолжает создавать административные барьеры для бизнеса.
С учетом изложенного, для устранения противоречий в действующих федеральных законах необходимо четко разграничить компетенции Ростехнадзора и МЧС РФ в области обеспечения пожаровзрывобезопасности отдельных надземных производственных объектов. Для исключения дублирования осуществляемых федеральными органами регулирующих функций ОПОРА РОССИИ предлагает инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 21 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», исключив из юрисдикции Ростехнадзора функции по контролю (надзору) за пожаровзрывоопасными надземными производственными объектами, распространив действие подпунктов а), б) и в) приложения 1 Закона № 116-ФЗ только на подземные объекты.
Контроль в отношении обеспечения пожаровзрывобезопасности указанных надземных производственных объектов в соответствии с действующим законодательством возложен и остается за МЧС РФ./au92.ru/