16.12.2009 ПОСЛЕДНИЕ полтора десятка лет российские зимы сопровождает страшная и, увы, неотвратимая тенденция: как сильные морозы – так в пожарах гибнут сотни людей. В пред- и послепраздничные недели (а это, с учетом нынешней продолжительности новогодне-рождественских каникул, практически полный месяц) количество жертв еще многократно увеличивается из-за разнообразной пиротехники.
Конечно, главные причины трагедий – изношенные коммуникации вкупе с элементарной расхлябанностью владельцев и арендаторов жилых и нежилых помещений. Но и без новейшей пожарной техники с этой напастью не справиться. Понимая, что другого выхода просто нет, руководство МЧС России заключило федеральный государственный контракт на создание автоцистерн нового поколения.
Пока изготовлена только пилотная серия в количестве 24 изделий одного из четырех перспективных прототипов. Представляет он собой цистерну австрийской компании «Розенбауэр» на штатном КамАЗовском 3,4-тонном шасси (модель 43253).
Только что совместный плод российских и австрийских разработчиков прошел сертификацию и выдержал положенные испытания, а вчера его одобрил глава МЧС Сергей Шойгу.
– Этот вариант мы не случайно выбрали в качестве базового, – рассказал «ВМ» начальник научно-технического управления МЧС РФ Виктор Молчанов, пока его непосредственный шеф дотошно инспектировал новинку.
– Наши сотрудники – продолжил Молчанов, – постоянно отслеживают все передовые разработки в этой сфере, чтобы адекватно формировать техническое задание на инновационный продукт. В данном случае австрийская надстройка была выбрана потому, что она изготавливается по запатентованной «алюминиевой» технологии, значительно снижающей давление на несущие оси. Сами же емкости для хранения воды и пенообразователя выполнены из композитного полимера, что исключает возможность коррозии. В мире на сегодня ничего лучше просто нет.
Принципиальная позиция заказчика состояла в том, что остальные компоненты должны либо производиться в России, либо (если у нас подобных производств нет) максимально адаптироваться под отечественные особенности.
И московское производственное объединение «Спецтехника пожаротушения» постаралось идеально соответствовать этим требованиям. На ЗИЛе (здесь подрядчик арендует один из цехов) базовое Камазовское шасси претерпевает более 30 доработок (среди которых оснащение кабины GPS-навигатором), а австрийская часть снабжается незаменимым для российского климата подогревом насоса и цистерны, отечественными рукавами для подачи жидкости, антикоррозионной защитой и еще массой привычных нашим пожарным деталей.
Впрочем, машина, скорее всего, станет использоваться шире, чем просто пожарная цистерна: пониженная масса вспомогательных конструкций позволила увеличить полезную нагрузку. И теперь в одной из внутренних секций кузова поместился расширенный комплект аварийно-спасательного инструмента (разумеется, тоже отечественный), позволяющий задействовать экипаж из 6 человек и при ликвидации не связанный с возгораниями аварий и катастроф. Кстати, продольная компоновка ящиков для противопожарного вооружения вместе с опорно-выдвижной ступенькой (еще парочка «тихих», но долгожданных улучшений), по словам специалистов, сильно повысит оперативность личного состава.
– Сейчас мы в состоянии проводить весь электро- и шеф-монтаж самостоятельно, без участия австрийских партнеров, – говорит генеральный директор «Спецтехники пожаротушения» Владимир Семенов. – Пока себестоимость каждой машины – около 12 млн руб. Но с расширением производства она, конечно, снизится. Вообще же мы готовы уже в следующем году выпускать по два экземпляра в неделю, а параллельно будем готовить к серийному производству три остальных прототипа (еще один на базе КамАЗа и два – зиловские).
Пилотная же серия разойдется по российским регионам. Две машины останутся в столице. Остается пожелать, чтобы поводов с их помощью наносить «ответный огонь» по возгораниям было как можно меньше. Но, учитывая закономерности последних зим, надежда на это слабая…/vmdaily.ru/