13.12.2009 Алина Евграфова, помощница главы Росавтодора, бывшего члена Совета Федерации Сергея Тарасова, ехала в том же вагоне, что и ее шеф. После крушения поезда она несколько часов пролежала в разбитом вагоне, а потом была доставлена в тверскую больницу. Когда же, наконец, ее перевезли в НИИ Склифосовского, врачи оказались бессильны: после двух недель в коме 31-летняя женщина умерла.
О последних днях Алины корреспонденту «БалтИнфо» рассказала ее близкая подруга, ведущая «Последних известий» на телеканале «100ТВ» Лидия Виэльба.
«Алина Евграфова умерла этой ночью. Она ехала в «Невском Экспрессе» и после крушения была доставлена в тверскую больницу с открытой черепно-мозговой травмой. Алине была необходима операция по трепанации черепа - ее нужно было сделать не позже, чем через шесть часов после катастрофы. Вместо этого она двое суток пролежала в больнице Твери - привезли ее в пятницу, а в Склифосовского переправили только в воскресенье», - рассказала Лидия Виэльба.
Врачи московской больницы немедленно сделали операцию, однако было уже поздно.
Почти две недели Алина Евграфова провела в состоянии комы, и скончалась, не приходя в сознание. Все время рядом с ней был ее муж, со слов которого «БалтИнфо» стало известно о случившемся.
«У меня нет никаких претензий к врачам НИИ Склифосовского - они сделали все, что могли. Однако они сразу сказали, что Алина осталась бы жива, если бы операция была сделана в течение первых шести часов. Почему она провалялась в Твери двое суток? Почему ее нельзя было сразу отвезти в Москву? Почему в тверской больнице не было условий для операции? Я не знаю ответов на эти вопросы и не могу об этом говорить», - передала «БалтИнфо» слова супруга Алины Евграфовой Лидия Виэльба.
Несколько иначе излагает события друг и коллега Евграфовой, пожелавший остаться неназванным. По его словам, медики сделали все возможное, но просто не могли перевезти ее в Москву - это было смертельно опасно.
«Несколько часов она провела в вагоне. Надо отдать должное бригадам скорой помощи: они добрались до поезда по бездорожью, практически прямиком через лес. Пока мы искали Алину по всем больницам (ее не было ни в одном списке), врачи приняли решение: по земле ее везти нельзя. Я сам видел ее и могу подтвердить: Алину можно было перевозить только вертолетом», - сообщил собеседник «БалтИнфо».
К тому моменту, когда стало понятно, что Евграфовой могут помочь только в Москве или Петербурге, село солнце, и перевозку пришлось отложить до утра: вертолет может подниматься в воздух только в светлое время суток.
«Все было сделано настолько быстро, насколько возможно. У Алины была травма в основании черепа, отек и ишемия головного мозга. Ее нельзя было двигать ни вправо, ни влево. Не думаю, что в данной ситуации стоит винить врачей или работников МЧС - быстрее помочь Алине они просто не могли», - рассказал друг Евграфовой.
По-другому думают коллеги Тарасова в Законодательном собрании Петербурга. Еще 9 декабря фракция «Справедливая Россия» городского парламента призвала главу МЧС РФ Сергея Шойгу отказаться от партийной деятельности или уйти с поста министра.
В заявлении справедливороссов подчеркивается, что после катастрофы «Невского экспресса» и пожара в ночном клубе Перми к МЧС возникает ряд «серьезных вопросов». Суть этих вопросов пояснил корреспонденту «БалтИнфо» лидер фракции «эсэров» в петербургском Законодательном собрании Олег Нилов.
«Мы не ратуем за отставку министра Шойгу и не хотим как-либо унизить или оскорбить его. Мы просто считаем, что глава МЧС должен заниматься только своими прямыми обязанностями. В нашей стране чрезвычайные ситуации случаются ежедневно. Однако на примере «Невского Экспресса» мы видим, что министерство сейчас переживает системный кризис», - отметил Нилов.
По словам депутата, средств на это ведомство расходуется практически столько же, сколько уходит на финансирование армии.
«А видим мы какие-то кавалерийские наскоки, массовость, все делается вручную, из технических средств - только машины, иногда самолеты. Два часа пассажиры «Невского Экспресса» не могли дождаться помощи, спасались таблетками пассажиров и водкой - а ведь трагедия произошла недалеко от Бологого, крупнейшего транспортного узла», - подчеркнул собеседник «БалтИнфо».
По мнению Нилова, из общего числа погибших несколько жизней - на счету МЧС.
«Причем я говорю не о рядовых сотрудниках, а о министерстве в целом и его руководстве. Почему, имея столько ЧП по стране, МЧС не организует «группы быстрого реагирования», которые на вертолетах смогут в любую точку доставить спасателей и медиков? Сколько жизней можно было бы спасти, подоспей помощь не через несколько часов, а через 20-30 минут? Мне отвечают, что вертолеты ночью не летают. Значит, у нашего министерства не те вертолеты - они для экскурсий, прогулок, а не для работы», - сказал депутат.
Впрочем, инициатива «эсеров» в Законодательном собрании поддержки не вызвала, поскольку министр по чрезвычайным ситуациям в Петербурге, да и в России, считается фигурой неприкосновенной, полагает Нилов.
«Это порочная практика, когда министры или партийные лидеры оказываются вне поля критики. На этих смертях нужно сделать выводы - иначе это будет неуважением к самим погибшим и их родственникам. В Перми после пожара полетели головы, а в случае с «Невским Экспрессом» никто не виноват - потому что рядовых спасателей обвинить не в чем, а руководство ни при чем», - добавил лидер петербургских справедливороссов.
По официальным данным, в результате крушения «Невского Экспресса» погибли 27 человек - двое из них скончались уже после госпитализации, в том числе и Алина Евграфова. Пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» на сегодняшний день унес жизни 145 человек. Многие пострадавшие по-прежнему находятся в больницах Москвы, Петербурга и Челябинска в критическом состоянии - врачи вынуждены бороться с травмами несовместимыми с жизнью. Не исключено, что в ближайшие дни скорбный список будет пополняться./Балтийское Информационное агентство/