10.12.2009 О том, в каких условиях Саратов жил в среду на прошлой неделе, никому рассказывать
не надо. Единственными, кто в этот момент держал удар, были журналисты. Собирались комментарии, разыскивались готовые говорить эксперты. Что же делали в это время власти губернии и областного центра? У нас создалось впечатление, что в основном паниковали вместе с дезинформированными ими же гражданами. А проснувшись на следующее утро и убедившись, что самолеты с опрыскивателями так и не прилетели, да и «чума» вроде как отменяется, чиновники разных рангов… обвинили в распространении паники представителей СМИ.
ЧУМА НА ОБА ВАШИХ ДОМА
«Никакой чумы в городе нет. Опрыскивать никого не будут. Водопровод не заражен и водой запасаться не нужно», – терпеливо отвечали мы, когда до редакции дозванивался очередной паникер. «Да вы, что, не знаете?! Даже отделы администрации города своих сотрудников с работы раньше времени распустили! Уж они-то знают, они же власть!», «Нам в районной больнице подтвердили, что в городе какая-то зараза обнаружена, что лучше перестраховаться и по улицам не ходить!» – настаивали звонившие.
С такими аргументами спорить было сложно. К тому же факты информирования населения посредством «достоверных слухов», которые практиковали в этот вечер должностные лица разного уровня, подтвердило огромное количество звонивших. По нашей информации, 2 декабря раньше времени были отпущены с работы сотрудники многих комитетов мэрии (кроме тех, что расположены в центральном здании на Первомайской. Там работали допоздна), районных отделов образования, подразделений правительства области и представительств федеральных структур. Это давало повод обывателям ссылаться на «достоверную информацию из органов власти». Закрывались магазины, кафе. Да что говорить о частном бизнесе, если, судя по звонкам наших читателей, «чумные слухи» в частных разговорах подтверждались якобы даже некоторыми сотрудниками СУ СКП, ГУВД и даже работниками областного министерства по ГО и ЧС…
В самое напряженное время – между 16 и 22 часами – противостояли этой «информационной чуме» единицы: министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб и руководитель управления Роспотребнадзора по Саратовской области Алексей Данилов, выступавшие с обращением по местным телеканалам и отвечавшие на звонки журналистов до поздней ночи. К вечеру на экранах ТВ, наконец, появился и губернатор Ипатов.
Наиболее разумные саратовцы догадались позвонить в министерство по ГО и ЧС области. «У звонивших было два основных варианта вопросов: первый – правда ли, что на Балаковской атомной станции была авария, из-за которой произошло заражение города, и второй – была ли «утечка» химических веществ в поселке Горный, – рассказала корреспонденту «Взгляда» представитель пресс-службы министерства Наталья Плетнева. – Оперативный дежурный объяснял, что ничего подобного не произошло, все спокойно».
Однако с теле- и радиообращением МЧС-ники выступили перед народом только на следующий день. А 2 декабря ограничились рассылкой пресс-релизов по электронным адресам местных СМИ, но его в большом количестве спама в конце рабочего дня в редакциях могли просто не заметить.
По мнению доктора социологических наук Надежды Шахматовой из Центра региональных социологических исследований СГУ им. Чернышевского, такое скудное «участие власти» и создало благоприятную почву для распространения слухов.
СМЕЛЬЧАКИ
«Взгляд» обратился к руководителю аппарата администрации города Виктору Артемову с простым вопросом: как должны были вести себя представители городской власти в подобной ситуации? Положим, пережитая городом «информационная чума» была следствием паники, пустых страхов. Но случись реальная чрезвычайная ситуация, и что мы получим: чиновников, в панике покидающих свои кабинеты и «по секрету» рассказывающих своим знакомым, что дело дрянь? А как же правила гражданской обороны? Как же схема действий в условиях ЧС?
Как и следовало ожидать, в администрации нам предложили… составить письменный запрос. «По закону о СМИ мы обязаны предоставить вам информацию в течение семи дней, – ответили в приемной комитета. – Вот и подождите, на седьмой день ответим». Так оперативно работают в мэрии всегда, и никакая чума не способна этого изменить.
Прокомментировали степень ответственности чиновников и в МЧС области. Как выяснилось, «в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Саратовской области проводится обучение должностных лиц, работников и специалистов по гражданской обороне (1 раз в 5 лет; при назначении на должность – в год назначения)». На упомянутых курсах должностным лицам, в частности, преподаются: «виды ЧС, их характеристики, причины возникновения; организация и порядок взаимодействия; организация, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения». Согласно документу, прошедшие обучение чиновники должны обладать знаниями по «анализу, оценке обстановки и принятию решения в области защиты от ЧС и ГО в объеме занимаемой должности (выделено авт.); организации и подготовке подчиненных органов управления и пр.». Всего более 12 пунктов.
Произошедшее в Саратове 2-3 декабря стало лучшей оценкой как для самих учеников, так и для их учителей из МЧС.
В чем органы власти преуспели, так это в поиске крайних. Уже на следующий день на официальном сайте городской администрации появилось обращение градоначальника Вячеслава Сомова к прокурору Саратова, в котором, в частности, был упомянут сайт ИА «Взгляд-инфо» и сделан вывод о якобы «провокационном характере» действий СМИ, которые просто выполняли свою работу – информировали население о том бардаке, который творился в этот день в городе!
ПИСК МОДЫ
Следующее слово было за бравыми милиционерами, и они тоже не растерялись. 03.12.09г. отделом дознания УВД по г.Саратову было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», по факту распространения неустановленными лицами на территории Заводского района г.Саратова сведений о том, что 02.12.09г. в период времени с 20.00 до 22.00 в г.Саратове будет производиться распыление реактивов для уничтожения вируса «легочной чумы».
Одним из подозреваемых в распространении паники (которой, по нашей информации, сами же милиционеры поддались, как малые дети) стал… студент медуниверситета, ведущий собственный блог в «Живом журнале», на котором были опубликованы частные измышления владельца.
К слову, большая часть паниковавших вечером 2 декабря саратовцев вряд ли знали, что такое блог. И уж точно студент- медик не призывал их скупать в магазинах питьевую воду. Намного важнее для многих в тот злополучный вечер были сведения, исходившие из властных кабинетов.
Но проводить реальное расследование сложно, а обвинять блоггеров нынче модно, и УВД, похоже, предпочло быть «в тренде». О том, какие еще направления отрабатывает следствие, в пресс-службе ГУВД области отказались рассказать, ограничившись коротким ответом: «Многие».
Еще более пространный комментарий содержится на официальном сайте областного ГУВД: «В ходе расследования данного уголовного дела сотрудникам дознания еще предстоит провести комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших данное преступление, и принятие в отношении них законного и обоснованного решения».
Примерно так же построили схему работы и в областной прокуратуре. На вопрос корреспондента «Взгляда» о том, в каких направлениях ведется проверка по ситуации с «чумной паникой», замруководителя по надзору за законностью правовых актов и исполнению законов в социальной сфере облпрокуратуры Инна Чернова объяснила, что проверяются в основном СМИ, распространившие информацию. Вместе с тем, в том, что представители власти города и области сыграли в распространении в городе «информационной чумы» свою, вполне весомую роль, Инна Сергеевна не сомневается. «Я вам так скажу: чиновникам надо меньше в «Одноклассниках» сидеть и делиться слухами, и больше работать», – заявила прокурор.
Надежда ШАХМАТОВА, руководитель Центра социологических исследований СГУ: «КОГДА НЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛУХИ»
– Несколько лет назад наш центр изучал распространившиеся в городе панические настроения по поводу якобы произошедшей аварии на Балаковской АЭС. И тогда уже было видно, что причиной появления слухов стал элементарный дефицит информации.
На этот раз наблюдалась такая же картина. Причина – противоречивость, неполнота информации. Молчание официальных сайтов органов власти. Если бы все было абсолютно прозрачно по ситуации со свиным гриппом, никаких слухов не возникло бы. Я специально отслеживала появление официальной информации по заражению вирусом свиного гриппа и количеству смертей. Сначала сведений вообще не было. Потом вдруг сразу 20, 30 случаев смерти от гриппа. И люди испугались: появился слух о чуме.
Есть объективный закон: когда нет никакой информации, любая воспринимается как достоверная, люди обмениваются любыми имеющимися у них сведениями. В этом нет их вины.
Один человек, одно СМИ не может быть причиной паники. Зерно должно упасть в благоприятную почву. Есть две причины, порождающие панику, – дефицит информации и жизненная важность проблемы. Высокая смертность от гриппа, методы защиты – все это жизненно важная информация. Ее нужно было давать в том объеме, который может удовлетворить население. Я знаю, например, что многие школы подвергались санитарной обработке. Но никто об этом нам не рассказывал. Возможно, это и породило слух об «опрыскивании» города. Ответственность за произошедшее лежит на власти и органах контроля, которые должны были следить за развитием ситуации./sarvzglyad.ru/