08.12.2009 Пожар в Перми вылился в жесткую критику в адрес региональных властей. До такой степени, что вопрос обеспечения пожаробезопасности по распоряжению главы правительства Владимира Путина отныне будет включен в критерии оценки эффективности работы губернаторов и глав муниципалитетов. Эксперты полагают, что данный шаг, безусловно, простимулирует администрации на местах, хотя отвечать головой за каждого сгоревшего региональные власти все равно не будут.
Пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», унесший жизни 118 человек, вынудил федеральные власти ужесточить требования к работе глав регионов.
«Любая попытка, предпринимаемая, чтобы «карась не дремал», конечно, работает. Правда, для каждого региона работает специфично»
В частности, как заявил накануне премьер-министр Владимир Путин, вопрос пожаробезопасности в публичных местах будет включен в перечень критериев эффективности местных властей.
«Трагедии, подобные произошедшей в Перми, – это всегда результат целого набора негативных причин. Это касается и собственников, и арендаторов, и эксплуатантов в самом широком смысле этого слова, но это касается и представителей властей, должностных лиц, причем не в меньшей степени», – подчеркнул глава правительства.
Первые шаги по выполнению поручения премьера были сделаны буквально через несколько часов: глава МЧС России Сергей Шойгу уволил руководство Госпожнадзора Пермского края.
Впрочем, более серьезных кадровых перестановок после подобных трагедий, полагают наблюдатели, можно не ждать.
Критерии оценки эффективности работы региональных властей, включающие в себя, например, такие показатели, как средний уровень зарплат, количество школ и больниц, развитие малого бизнеса, число поступающих в вузы выпускников или подготовленность регионом к борьбе с терроризмом, были приняты правительством и одобрены президентом еще около двух лет назад.
Правда, на принятии кадровых решений, считает эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, выработанные правительством оценки пока никак не сказываются.
«Если говорить о практике принятия решения о перестановках, то мы мало видим взаимосвязи с этими критериями. То есть кадровые решения, как и прежде, принимаются по совокупности экономических и политических факторов там, где уже существуют предпосылки для смены власти», – отметила она в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Тем не менее сама идея оценивать работу властей по ее заслугам и промахам, считает эксперт, «жизнеспособна, но еще не до конца реализована».
«В целом это важный политический механизм повышения ответственности региональной власти перед центром и гражданами. Для глав регионов это, в свою очередь, является стимулом повышать эффективность своей работы, так как начальник любого уровня не может сам себе изобретать поощрения для того, чтобы работать лучше», – отметает Гончаренко.
В качестве примера эксперт привела предостережение вице-премьера Дмитрия Козака, еще в августе пригрозившего сделать соответствующие выводы об эффективности работы региональных властей по итогам подготовки к отопительному сезону. Расчет главы Минрегионразвития оказался верным: несмотря на кризис, регионы подошли к подготовке к зиме более основательно, чем в предыдущие годы.
С тем, что властям на местах не помешает новое «подхлестывание кнутом», согласен и председатель комиссии по региональном развитию ОП Вячеслав Глазычев. «В этом отношении любая попытка, предпринимаемая, чтобы «карась не дремал», конечно, работает. Правда, для каждого региона работает специфично», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
По словам политолога, во многом это определяется даже не тем, насколько хорош или плох конкретный глава региона, а тем, насколько ему удалось выстроить дееспособную систему управления.
«К сожалению, подобная система есть далеко не везде, вдобавок к этому масса регионов остается в переходном периоде, где новые главы достаточно трудно срастаются с местными элитами. Поэтому принимать такие решения необходимо, а эффективность можно будет мерить только по результатам», – отмечает Глазычев.
Пока же примеров того, когда представители властей были бы готовы взять на себя всю ответственность за ЧП, приведшее к человеческим жертвам, не так уж много. Так, отставкой главы района закончился случившийся в начале этого года пожар в одном из домов престарелых Республики Коми, в результате которого погибли 25 человек.
Аналогичное решение последовало после не менее нашумевшего пожара 2007 года в доме-интернате Краснодарского края, унесшего жизни 63 человек./vz.ru/