29.11.2009 Первой о взрыве «Невского экспресса» узнала 78-летняя пенсионерка, чей дом едва не протаранил сошедший с рельсов вагон
Первыми на помощь пассажирам поезда приехали тюремные медики из колонии строгого режима. Как проходило оказание помощи пострадавшим – об этом спорят даже сами жертвы и очевидцы трагедии. Одни утверждают, что бригада поезда попросту оказалась не готова к действиям в подобной ситуации, другие – что проводники действовали самоотверженно. Местные жители уверяют, что жертв гораздо больше 30. «В последнем вагоне живые еще стонали, был кто-то, а ко второму нас даже не пустили. Он битком был набит трупами».
Рассказывают пассажиры поезда:
«Дикий скрежет, вагон резко стал падать набок, сбивая столбы электропроводов. Люди выпадали из окон, отрывались сидения. Меня прижало крышей к верхней полке (багажной). Именно благодаря этому я и выжил. Самостоятельно выбраться не мог – около часа лежал, слышал стоны, крики. Это самое страшное – не иметь возможности помочь».
«Надо сказать, было все достаточно неорганизованно. Я лично там не увидел единого руководства, людей, которые могли и хотели помочь было достаточно много. Так, чтобы их правильно организовать, я там не увидел. Хотя, конечно, проводники самоотверженно действовали, наверняка, среди них был и начальник поезда, но я его не опознал как руководителя к этому моменту. А это уже, наверное, прошел час после крушения, к этому времени я увидел сотрудников МЧС. Видимо, у них было недостаточно сил и средств, основную работу, конечно, выполняли сами пассажиры. Но из-за недостатка, прежде всего, медикаментов помощь была небольшая от нас. Раненые, которые испытывали болевой шок, у нас там даже не было спиртного, чтобы предложить и как-то утолить эту боль».
«Бригада "Невского экспресса", включая начальника поезда, не сумела организовать ни экстренной помощи пострадавшим в трех последних вагонах, ни даже попытаться объяснить пассажирам остальных вагонов, что происходит».
«Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции - освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски - в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены.
Ранения людей были в основном тяжелые - рваные раны, открытые и закрытые переломы, проникающие ранения от летавших частей конструкции, ну и прочее - не для печати. Были и недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности, да и не до этого было».
«Мы ничего не могли сделать с ранеными: в поезде почти не было врачей, а аптечек, необходимых для оказания хотя бы самой простой помощи, кажется, в поезде вообще не было - у всех спрашивали, нет ли у них каких-то лекарств, хотя бы болеутоляющего нурофена. На перевязки шли простыни. Непонятно откуда взялось лишь чуть больше десятка матрасов, на которые укладывали пострадавших. Не было даже фонариков, чтобы искать раненых».
«Было холодно, пошел дождь, очень темно. Люди догадались развести костры вокруг поезда. Кто управлял оказанием первой помощи, я не знаю, но это были точно не представители поездной бригады».
«Подъехавшие местные пожарные тоже не особо помогли, лишь стояли и докладывали "начальству", что происходит. Мне показалось, я услышал фразу: "У нас два вагона мяса"».
«Самое главное впечатление от произошедшего - злость оттого, что бригада поезда растерялась и ничего не смогла сделать так долго. Очень много было потеряно драгоценного времени, когда можно было кого-то спасти. Да и явный недостаток аптечек показался просто невероятным - не может такого быть, чтобы в таком поезде, особенно после взрыва этого же "Невского экспресса" в 2007 году, никто не сделал выводов и не запас необходимых лекарств или хотя бы бинтов"».
При создании статьи использованы материалы изданий «Деловой Петербург», «Балтинфо», «Росбалт» и ЖЖ-пользователя paltus_nk. /aif.ru/