16.09.2009 Психологи МЧС за десять лет приняли участие в ликвидации последствий более 45 крупных чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Они оказали посильную помощь почти 80 тысячам пострадавших и родственникам погибших.
Одновременно со спасателями около пострадавших появлялись психологи МЧС после обрушения Басманного рынка в Москве, авиакатастроф, участвовали в операции по эвакуации семей россиян и граждан СНГ из Палестины, оказывали помощь российским туристам, попавшим в автоаварии в Израиле, Египте и Вьетнаме. Психологи МЧС работали на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области, помогали жителям Невельска, где произошло сильнейшее землетрясение. Огромную работу проводят и за рубежом. Так, в китайской провинции Сычуань сотрудники психологической помощи МЧС помогли справиться местным жителям с тяжелейшими последствиями землетрясения. Многим запомнились прошлогодние кадры из Южной Осетии, где психологи МЧС помогали местным жителям придти в себя после последствий военных действий со стороны Грузии.
Много горя видят сотрудники центра экстренной психологической помощи МЧС. Как удается выдерживать такие тяжкие нагрузки, кто работает у вас, спросили мы у руководителя Центра Юлии Шойгу.
- В основном у нас работают женщины, наверное, это особенность и профессии психолога. Не каждого берем на работу, Помимо профессиональных критериев отбора: высшего психологического образования, определенных умений и навыков, очень важны личностные качества. Это активная жизненная позиция, когда человек не может быть равнодушен к чужому несчастью. Для работы у нас необходима и определенная жизненная зрелость, ведь психологи-спасатели, как правило, сталкиваются с такими тяжелейшими переживаниями, как утрата родных людей. Часто сталкиваемся с попытками суицида. Мы работаем в ситуациях, когда жизнь людей переломилась пополам и вряд ли станет такой как раньше. Помочь страдающему человеку надо уметь. Конечно, у самого специалиста должен быть высокий уровень стрессоустойчивости, умение в нужный момент принять ответственное решение. Огромная работоспособность и внутренняя потребность помогать тем, кто попал в беду - отличительные качества психологов Центра.
Первой ЧС и настоящим испытанием десять лет назад для Юлии Шойгу и Центра экстренной психологической помощи стал взрыв домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Именно тогда и пришло понимание, как в жизни все может быть зыбко. Как страшно может закончиться жизнь. О последней ЧС, на Саяно-Шушенской ГЭС, Юлия Сергеевна рассказала следующее:
- Было сложно. Хотя легкой работы у нас и не бывает. Поселок Черемушки, в котором проживали семьи погибших, очень небольшой. Поэтому те, у кого не погибли близкие и родственники, все равно потеряли друзей, сослуживцев. Горе было всеобщим. Судьба каждого жителя поселка, так или иначе, связана в Саяно-Шушенской ГЭС. Многие строили эту станцию, проработали на ней десятки лет. Трагедию с ГЭС они восприняли как личную потерю. Кроме того, работники станции верили в ее надежность. В августе они потеряли чувство гарантированной безопасности. Кроме того, довольно долго многие не знали о судьбе своих близких. Надеялись, и теряли надежду. Эта ситуация неизвестности - стала для многих самым большим испытанием. Операция на Саяно-Шушенской ГЭС была крупной операцией для МЧС. Спасателям пришлось находить способы взаимодействия в тяжелейшей и ответственной ситуации. Они все работали на износ. Напряжение было чудовищным. Нашим психологам пришлось помогать не только близким погибших людей, но и спасателям.
Получить реальную психологическую помощь высококлассных специалистов можно и не очевидцам страшных катастроф. С января 2006 года в Центре в круглосуточном режиме работает "Горячая линия", сотрудники которой оказывают экстренную психологическую помощь и проводят информационно-разъяснительную работу во время чрезвычайных ситуаций. В месяц за психологической помощью на телефон "Горячей линии" поступает более 800 обращений, проводится около 50 очных консультаций.
С января нынешнего года на базе портала МЧС начала работать Интернет-служба экстренной психологической помощи населению России, которая позволяет реализовать новые технологии оказания экстренной психологической помощи, в особенности помогать молодежи, являющейся наиболее активными Интернет-пользователями. В режиме интерактивного консультирования психологическая помощь может быть незамедлительно оказана людям, находящимся в кризисной ситуации.
Психологи МЧС помогли развить студенческое волонтерское движение. Волонтеры привлекаются для работы на "Горячей линии" во время крупных чрезвычайных ситуаций, для участия в учениях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также проведению занятий со школьниками в рамках программы "Школа безопасности".
В ближайших планах психологической службы МЧС России создание филиалов Центра в региональных центрах МЧС России. Так, 4 сентября нынешнего года в Санкт-Петербург состоялось торжественное открытие Северо-Западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Основные задачи филиала - экстренная психологическая помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и психологическое сопровождение деятельности подразделений МЧС России. В филиале круглосуточно работает телефон "Горячей линии".
Психологи филиалов не сидят без дела. Они ежедневно выезжают по городу и области на пожары, крупные ДТП, попытки суицида и другие ЧС.
Если вам плохо и нужно услышать слова поддержки, смело набирайте номер: В Москве 8(495)6263707, в Санкт-Петербурге 8(812)7182516 и вам обязательно помогут!/rg.ru/