01.09.2009 Без объяснения причин 1 сентября было закрыто дело о клевете в отношении главного редактора интернет-издания "Новый фокус" Михаила Афанасьева. Обвинения против него выдвинули после публикаций о ходе спасательных работ на Саяно-Шушенской ГЭС, в которых говорилось, что в "воздушных мешках" в затопленных помещениях остаются живые люди, но власти не делают все необходимое, чтобы их спасти. Однако через некоторое время в СМИ подтвердились сообщения Афанасьева.
Глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что не требует уголовного преследования журналиста, но порекомендовал ему извиниться перед спасателями, которые вели работы на затопленной станции. Афанасьев же заявил, что ни в одной из публикаций не ставил под сомнение мужество и профессионализм спасателей.
Лениздат.Ру поинтересовался у журналистов, должны ли сотрудники правоохранительных органов после закрытия дела извиниться перед Афанасьевым?
Андрей Горянов, главный редактор "РБК daily - Санкт-Петербург":
- Сотрудники правоохранительных органов должны высказать свое мнение на этот счет. Они, наверное, должны рассказать, основываясь на каких фактах, возбудили уголовное дело. И если этих данных было недостаточно, в связи с чем дело и было закрыто, должны дать какие-то объяснения.
Закрытие уголовного дела не награда этому журналисту. Сотрудники правоохранительных органов должны прокомментировать то, что обвинения были сняты. Не знаю, должно ли это точно быть в форме извинений, но публичные объяснения должны быть.
Дмитрий Ратников, редактор портала Karpovki.net:
- Разумеется, если ни одного непроверенного факта Михаил Афанасьев не дал, и позже его информация подтвердилась, то единственное разумное решение со стороны правоохранительных органов - извиниться перед журналистом.
Потому что в противном случае он может и сам подать в суд иск о защите деловой репутации издания.
Так что это единственный верный вариант.
Ольга Крупенье, директор Балтийского информационного агентства:
- Сложный вопрос, должен ли извиниться журналист перед спасателями или правоохранительные органы перед журналистом. Я думаю, должен извиниться тот, кто считает себя более культурным и более порядочным человеком. Обязывать извиняться – это уж как-то чересчур сильно со всех сторон.
На самом деле, я не знаю, почему было закрыто дело: потому ли, что Шойгу понимает, что глупо судится с журналистами, тем более что журналисты тоже могут ошибаться, особенно когда такая больная тема, или по другой причине. В любом случае это характеризует Шойгу с хорошей стороны. Даже если журналист был не прав, судится с ним глупо, он делает свою работу. Может быть, и журналист должен был сказать, что не хотел нанести ущерб ни спасателям, ни родственникам.
Очень тяжелая ситуация, и трудно судить со стороны. Журналисты должны быть аккуратнее, но и правоохранительные органы должны понимать, что мы делаем свою работу.
Антон Мухин, журналист журнала "Город 812":
- Не знаю, кто возбудил это дело – милиция или следственный комитет прокуратуры. Но предполагаю, что это дело было возбуждено не по инициативе сотрудников правоохранительных органов, а по инициативе или местных чиновников, или РосГидро. Я считаю, что в такой ситуации речь должна идти не об извинении сотрудников милиции перед журналистом, а о расследовании этой истории./lenizdat.ru/