19.08.2009 Проводное радиовещание, почти забытое слушателями и регулирующими органами, в этом году оказалось в фокусе внимания российских чиновников муниципального и федерального ранга. Много лет про эту подотрасль телекоммуникаций никто не слышал, а потенциальные слушатели вспоминали про нее в основном тогда, когда демонтировали в новой квартире радиоточку. Проводное радио, казалось бы, должно было со временем отмереть, как это происходит с пленочными любительскими фотоаппаратами, и уже давно произошло с пейджерами. Но в разгар кризиса российские власти почему-то решили иначе - выяснилось, что состояние системы оповещения в случае чрезвычайных ситуаций в стране (во всяком случае, в ее крупнейших городах) как-то не очень. И укрепить ее позволит архипопулярная медиатехнология прошлого века – проводное радио.
Особенно сильны "ретро-веяния" в Москве. В мае этого года мэр столицы Юрий Лужков выделил на развитие "Московской городской радиотрансляционной сети" (МГРС) целых 1,52 млрд руб. (их до 2015 года вложат в новые репродукторы и проект под названием "Социальная розетка", в рамках которого москвичей подключат через радиоточки к Интернету – очень дешевому и очень медленному).
Федеральные органы власти тоже проявили заботу о проводном радио. Не так давно стало известно, что Минкомсвязи РФ готовит план объединения МГРС с "Радиотрансляционной сетью Петербурга". Причем оба ФГУПа планируется влить в главного российского вещательного монополиста – "Российскую телевизионную и радиовещательную сеть". Слияние проводного радиовещания и эфирного телевидения, видимо, сделает систему экстренного оповещения глобальной. Но только в двух городах – Москве и Петербурге. Потому как во всей остальной России проводные вещатели (а это в основном МРК холдинга "Связьинвест") всеми правдами и неправдами избавляются от проводного радио. Дотаций со стороны государства на содержание радиосетей нет и не предвидится, поэтому часть предприятий просто сворачивают проводное вещание (благо, особых протестов со стороны радиослушателей это не вызывает), либо передают обслуживание сетей на аутсорсинг (что, кстати, аутсорсеры делают с этими активами, если не сдают их инфраструктуру в аренду интернет-провайдерам, я не понимаю).
Тут бы и оставить проводное радиовещание в покое – в катастрофоопасных местах разместить стратегические репродукторы, через которые будут оповещать об опасности тех, кто не смотрит телевизор, не слушает в машине FM и не носит в кармане сотового телефона (вот что-что, а это-то как раз и есть действительно массовое средство оповещения), и дело с концом. Но спокойно умереть проводному радио так просто не дадут. Региональные радисты с ужасом в голосе пересказывают "столичные слухи", согласно которым из Центра в губернии вот-вот поедут какие-то загадочные комиссии из МЧС, которые будут проверять состояние радиоточек чуть ли не в каждом доме. То есть, получается, что, помимо пожарных и спасателей, ведомство Сергея Шойгу со дня на день начнет командовать и радистами. Причем, как МЧС будет проверять радиоточки (я, например, этих ребят к себе в квартиру пускать не собираюсь) и что будет делать с теми, у кого такой точки не окажется, слухи не говорят.
Очевидно, что все эти танцы с бубном вокруг проводного радио кому-то выгодны. Кому? Ну, смотрите: российская промышленность так и не научилась делать сотовые телефоны, комплектующие для ПК и еще много чего другого. Зато в производстве трехпрограммных радиоприемников, ей, я думаю, равных нет. А уж уличными матюгальниками мы, наверное, сможем завалить весь мир, если постараемся. Впрочем, российского рынка производителям таких девайсов тоже будет достаточно. Кто, в сущности, мешает, обязать всех добропорядочных граждан держать такой приемничек в хозяйстве и платить за его обслуживание "московские" 34 руб. 22 коп. в месяц? И не надо говорить мне, что это бред, и в России такого быть не может. Не верили же многие несколько лет назад, что в России введут ОСАГО – и ничего: теперь его все платят как миленькие. Или вы думаете, что лоббистских возможностей у пожарных спасателей и спайщиков трехпрограммных приемников меньше, чем у страховщиков?/ComNews/