05.08.2009 Огромные пространства Юго-Восточной Азии (ЮВА) вновь затянуты густым удушающим дымом: в Индонезии опять горят леса, создавая серьезную угрозу не только для экономики, но и для здоровья миллионов людей - в том числе, и в других странах.
Даже в соседней Малайзии лишь три из 49 наблюдающих за качеством воздуха станций оценивают его как "хорошее", тогда как 12 - как "нездоровое", сообщается в среду на официальном сайте министерства по делам окружающей среды страны.
А в расположенном на острове Калимантан, который эта страна делит с Индонезией и Брунеем, штате Саравак видимость упала с нормального показателя в четыре километра и более до менее чем 800 метров. Как сообщает интернет-издание малайзийской газеты Star, проведенная днем ранее аэрофотосъемка выявила на Калимантане одномоментно 877 очагов загорания, а на соседнем острове Суматра - 383 (при том, что погода над Суматрой была облачной, и многие остались скрытыми за облаками).
Только в июле и только в одной индонезийской провинции Риау, по данным местного отделения Greenpeace, были зарегистрированы почти 3 тысячи очагов загорания, и затянувший огромные пространства дым уже вынудил несколько раз откладывать авиарейсы, сообщил телеканал Metro TV.
Леса на Суматре и Калимантане горят каждый год, но наиболее сильными пожары были в 1997-98 годах, когда ущерб, понесенный от них странами региона, составил около 9 миллиардов долларов, выгорело свыше 9 миллионов гектар, а в атмосферу, по оценкам, было выброшено от одного до двух миллиардов тонн углерода.
Причин пожаров много. Прежде всего, это подсечно-огневое земледелие, к которому до сих пор прибегают многие индонезийские крестьяне в глубинке гигантской страны. Раз в несколько лет они валят лес, дают стволам подсохнуть, а незадолго до наступления сезона дождей поджигают их, чтобы очистить и удобрить землю перед посевом. Через несколько лет, когда почва истощится, все повторяется по-новому.
Подобное "кочевое" земледелие существует в Индонезии уже сотни и тысячи лет, однако в последние десятилетия население Калимантана и Суматры резко возросло, и потому отдельные очаги пожаров в наши дни сливаются уже в настоящие моря огня.
Кроме того, большие площади двух островов сейчас заняты плантациями масличной пальмы, требующими периодической очистки и замены стареющих деревьев. Образующиеся горы сухих ветвей проще всего сжечь - хотя на бумаге это и запрещено. Впрочем, как и расчистка земель при помощи огня. Кстати, под новые плантации место также расчищать проще всего огнем.
Наконец, на ЮВА (и, прежде всего, Индонезию) приходится около 60% тропических торфяников мира, и в разгар сухого сезона даже пожар в одном месте может превратиться в очаг, охватывающий до миллиона гектар. Кстати, именно этот легко воспламеняющийся, но трудно тушимый материал и дает больше всего дыма.
Россия имеет немалый опыт борьбы с пожарами на торфяниках, в 2006 году на помощь Индонезии по личной просьбе ее президента Сусило Бамбанга Юдхойоно пришли летчики МЧС РФ на уникальных пожарных самолетах-амфибиях российского производства Бе-200.
"Конечно, мы могли бы обратиться и к другим странам, однако пожарные самолеты такой грузоподъемности, как Илюшин и Бе-200, фактически, являются монополией России", - заявил РИА Новости в те дни государственный министр по вопросам научных исследований и технологий Индонезии Кусмаянто Кадиман.
"А ведь сначала Джакарта чуть было не совершила ошибку", - рассказывал подписавший контракт об аренде самолетов МЧС с индонезийской стороны агент Национального управления по чрезвычайным ситуациям (Бакорнас) Сурьо Гуритно (Soeryo Guritno).
Увлеклись мощью самолета Ил-76, принимающего на борт свыше 40 тонн воды, и забыли о том, что выдержать такую нагрузку способны всего три аэропорта крупнейшего архипелага мира, причем расположенные там, где пожаров как раз нет, сказал он.
"Нет, островной Индонезии нужны именно самолеты-амфибии Бе-200, способные садиться на воду и работать в кольцевом режиме, забирая ее из рек, озер и морей при глиссировании, без посадки на аэродром", - считает Гуритно.
"Мы не видели такого даже в Европе, хотя участвовали в тушении пожаров в Португалии и Испании, - рассказывал командир авиационной группы МЧС России Валерий Крузе. - С воздуха хорошо видно, что здесь, на Калимантане, вся жизнь связана с водными трассами и проходит на воде".
"Однако индонезийская сторона смогла не только остановить движение и предоставить нам целый участок на одной из крупных местных рек, чтобы мы могли забирать воду для тушения пожаров, но даже разместили на реке специального авиадиспетчера", - подчеркнул Крузе.
Остались довольны российскими самолетами-амфибиями Бе-200 и индонезийцы. "Это просто великолепная машина", - комментирует итоги очередного сброса воды на горящий лес участвующий в вылете сотрудник Национального управления по чрезвычайным ситуациям (Бакорнас) этой страны Сутрисно (Sutrisno).
"Наш подход отличается от американского: те работают с больших высот, стараясь не приближаться к огню, что малоэффективно", - пояснил возглавлявший российскую авиагруппировку начальник авиации МЧС РФ генерал-лейтенант МЧС РФ Рафаиль Закиров.
Российские самолеты Бе-200 поистине уникальны. "За этой машиной стоит огромный труд конструкторов и заводских специалистов, однако без поддержки МЧС она вряд ли бы стала серийной", - рассказал он.
Бе-200 могут взлетать с внутренних водоемов и морских акваторий глубиной более двух метров при высоте волны 1,2 метра и волнении моря до трех баллов. В режиме глиссирования такой самолет за 12-14 секунд набирает на борт 12-13 тонн воды, и подобная его способность особенно важна в условиях островной Индонезии. Пожаротушение на Калимантане велось по кольцевой схеме: самолет забирает воду, направляется к очагу пожара, сбрасывает ее и возвращается к водоему для нового забора.
"Но ведь это только кажется, что волна одинакова, а на самом деле она везде разная: бывают ветровые, приливные, другие волны. И посадки в воды Индийского океана указали на определенные усовершенствования, которые необходимо внести в их конструкцию", - сказал в заключение Закиров.РИА Новости/eco.rian.ru/