29.06.2009 Глава департамента предупреждения и ликвидации ЧС Ростовской области С.Панов:"В каждом МО области создана и действует единая дежурно-диспетчерская служба"
- Сергей Петрович, какие структурные изменения произошли в департаменте в нынешнем году, и какие ожидаются в ближайшее время?
- Для нас самые главные структурные изменения - это увеличение численности спасателей области.
Уже в полную силу работают три отряда быстрого реагирования областной поисково-спасательной службы, дислоцирующиеся в городах Морозовск и Сальск, а также в Тарасовском районе, которые были созданы в 2008 году. Отмечу, что они, в первую очередь, предназначены для оказания помощи людям, пострадавшим в ДТП на федеральной трассе и областных автомобильных трассах. Более того, с начала года спасатели этих отрядов прошли переаттестацию и подтвердили свою квалификацию на право проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Кроме этого, в первом полугодии 2009 года были аттестованы спасатели новых Гуковского и Аксайского аварийно-спасательных формирований. В общей сложности с начала года проведено 11 аттестационных комиссий. Хочется отметить, что прошли аттестацию на поисково-спасательные работы четыре пожарных части: ПЧ N 37 г.Волгодонска, ПЧ N 79 Целинского района, ПЧ N 55 Зимовниковского района и ПЧ N 50 Дубовского района.
Сегодня в области функционируют 38 спасательных подразделений, в составе которых работают 710 спасателей. Только с начала года Донскими спасателями было совершено более трех тысяч выездов для оказания помощи пострадавшим, спасено 1270 человек. Существенно расширились возможности Ростовской областной поисково-спасательной службы, которая теперь получила лицензию на право ведения взрывных работ. Также служба была оснащена тренажерами сердечно-легочной реанимации.
Что касается перспективы развития областных и муниципальных аварийно-спасательных формирований, то они связаны, в первую очередь, с выполнением мероприятий, предусмотренных областным законом от 11 января 2007 года N609-ЗС "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" на 2007-2012 годы". В рамках этой программы с целью снижения степени тяжести последствий ДТП за счет оперативного оказания помощи поисково-спасательными службами пострадавшим, предусматривается в ближайшие годы создать еще шесть спасательных отрядов быстрого реагирования. Таким образом, к 2012 году федеральную трассу М-4 "Дон" и областные автомобильные трассы будут прикрывать девять отрядов быстрого реагирования.
Уже во втором полугодии 2009 года департаментом планируется создание еще двух отрядов быстрого реагирования, которые будут прикрывать Восточные районы области. Базы этих отрядов будут находиться в Зимовниковском и Егорлыкском районах. Планируется завершить процесс создания объединенных аварийно-спасательных формирований муниципальных районов области, в результате чего каждое муниципальное образование - от сельского поселения до городского округа - будет находиться под защитой спасателей.
И это только часть наших масштабных планов, которые мы будем реализовывать.
- Подводя итоги полугодия, какие аспекты Вы отнесли бы к положительной динамике деятельности подразделений департамента, вместе с тем, над чем еще предстоит поработать?
- Не буду останавливаться на повседневной деятельности департамента, скажу только о той проведенной работе, которая принесла пользу жителям донского края.
В департаменте был создан и приступил к работе территориальный центр мониторинга и прогнозирования, который ежедневно готовит и высылает электронной почтой рекомендации во все муниципальные образования области, также готовятся долгосрочные прогнозы и штормовые предупреждения, что позволяет руководству муниципальных образований своевременно реагировать на те или иные угрозы и информировать о них население.
Но нельзя не упомянуть и о недостатках в данной работе. К сожалению, нет полноценного взаимодействия центра мониторинга и прогнозирования с министерствами и ведомствами, входящими в систему мониторинга, что негативно сказывается на объективном формировании прогнозов и своевременности предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Хочется отметить, что нами был создан и ведется сайт, который отображает деятельность департамента и подведомственных учреждений, так что любой житель области может ознакомиться с нашей работой.
Одними из первых в России мы совместно с сотовыми компаниями провели большую работу по внедрению на территории области единого телефонного номера вызова экстренных служб "112". Теперь любой человек, проезжающий по территории области, при возникновении ДТП или других чрезвычайных ситуаций может, набрав этот номер, связаться с диспетчером единой дежурно-диспетчерской службы, который немедленно определит, какие силы и средства привлечь для ликвидации происшествия, и передаст распоряжение на их выезд к месту события.
Налажена работа по взаимодействию с ГИБДД. Совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по Ростовской области нами разработано и подписано распоряжение о реагировании на ДТП подразделений ДПС, областных и муниципальных аварийно-спасательных формирований, распределены зоны ответственности. В апреле, в преддверии массовой летней эксплуатации личного автотранспорта, мы провели двухдневную тренировку всех взаимодействующих сил; такую же тренировку планируем провести в октябре, перед началом зимнего сезона.
Что касается проблемных вопросов, то среди них на первом месте, пожалуй, проблема сокращения времени реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций, как природного, так и техногенного характера.
Тесно связан с указанной проблемой и вопрос состояния системы централизованного оповещения населения. По сравнению с прошлым годом наблюдается положительная динамика. Мы постепенно производим замену старого оборудования, которое не обеспечивало требуемый уровень оповещения, на новое, соответствующее всем техническим требованиям.
- Ранее Вы говорили о создании единой диспетчерской службы по оказанию скорой медицинской помощи на дорогах. Как работает сегодня эта служба? Какие есть проблемы и как Вы их преодолеваете?
- Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость быстрого реагирования на угрозы. Сегодня в каждом муниципальном образовании Ростовской области создана, развивается и действует единая дежурно-диспетчерская служба, которая является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб (ДДС) города (района) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС при возникновении чрезвычайной ситуации.
Служба ЕДДС функционирует круглосуточно и несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
Учитывая важность и актуальность функционирования ЕДДС, с 2006 года и по настоящее время под руководством ДПЧС Ростовской области совместно с главами муниципальных образований, начальниками управлений (отделов) по делам ГО и ЧС городских округов и муниципальных районов проведена значительная работа по оснащению и совершенствованию деятельности ЕДДС муниципальных образований.
Многие ЕДДС муниципальных образований уже обеспеченны необходимым оборудованием и укомплектованы опытными диспетчерами. Только в текущем году по сравнению с 2008 годом в двадцати ЕДДС муниципальных образований была установлена и подключена электронная почта, закуплены средства связи и оповещения, позволившие повысить оперативность реагирования диспетчеров ЕДДС на сообщения граждан и сократить количество звонков, не связанных с вызовом служб экстренного реагирования.
В результате проведенной работы в большей части муниципальных образований значительно улучшилась техническая оснащенность ЕДДС. К ним можно отнести г.Новочеркасск, Азовский, Аксайский, Зерноградский, Морозовский и Тарасовский районы. Есть положительная динамика по оснащению служб техническими средствами связи и оповещения в г.Гуково, Волгодонском, Зимовниковском, Куйбышевском, Красносулинском и Ремонтненском районах.
В месте тем, необходимо отметить, что и в ряде муниципальных образований диспетчерские службы до сих пор не полностью готовы к функционированию в новых условиях.
Так, с 2006 года вопрос оснащения ЕДДС Семикаракорского и Советского районов компьютерной техникой, аппаратурой оповещения, устройством записи телефонных переговоров, электронной почтой остается нерешенным и находится на прежнем уровне. О какой тогда оперативности указанных служб можно говорить?
Департаментом также определены единые требования по техническому оснащению ЕДДС средствами связи, оповещения и электронной почтой, подготовлены и направлены во все муниципальные образования формы и образцы документов единых дежурно-диспетчерских служб.
Выполняя постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N894 "Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб", департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области совместно с сотовыми компаниями ЗАО "Мобиком-Кавказ" (Мегафон", ОАО "Вымпел-Коммуникации" (Билайн), ОАО "Мобильные Теле Системы" (МТС) с 10 апреля 2008 года, а с ЗАО "Ростовская Сотовая связь" (Теле-2) со 2 июня 2009 года реализован комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, позволивший при наборе абонентом с сотового телефона номера "112" осуществлять его переадресацию на телефонные номера единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, в зоне которых находятся абоненты.
Уже сегодня диспетчеры ЕДДС муниципальных образований получают шквал звонков от населения по единому номеру "112" о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" позволяет диспетчерам оперативно принять решение и значительно сократить время реагирования экстренных служб и спасательных подразделений.
Примером тому являются десятки спасенных жизней людей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, погибающих в пожаре, провалившихся под лед и просто нуждающихся в оказании медицинской помощи.
Только с начала 2009 года спасателями Ростовской области было выполнено более 254 поисково-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП, в которых пострадали 388 человек, и только благодаря хорошо налаженной работе единой службы спасения "112" в ДТП было спасено более 340 человеческих жизней.
Так, 2 февраля 2009 года в 9 ч. 30 мин. поступило сообщение из с. Авило-Успенка (таможенный пункт пропуска) о нахождении 20 верблюдов в приграничной зоне в течение 3 дней. Водитель фуры Богатырев И.В. просил оказать помощь в обеспечении животных водой. Дежурным диспетчером Матвеево-Курганского района был организован подвоз воды из ПЧ-6.1. Воду подвезли на пожарной машине и напоили верблюдов, тем самым животные были спасены.
17 февраля 2009 года в результате столкновения автомобилей ВАЗ 2107 и "Рено-Логан" на подъездной дороге к трассе Новошахтинск - Гуково пострадали четыре человека. И лишь благодаря тому, что вызов поступил на номер"112", спасатели Красносулинского района в считанные минуты оказались на месте, деблокировали зажатых пассажиров и водителей, чем спасли их жизни, и передали их работникам скорой медицинской помощи.
5 апреля 2009 года в 9:50 на пульт диспетчера г. Азова поступил звонок от жителей дома N 50 по ул. Московской о сильном запахе газа из кв. N 8. Вскрывшие дверь спасатели обнаружили нетрезвого мужчину, который открыл краны на газовой плите, решив таким образом покончить с жизнью. Взрыв газа был предотвращен. Мужчина передан бригаде врачей службы "03".
И это малая доля примеров того, когда сообщение, поступившее на номер "112", позволило спасти жизни не только людей, но и животных.
Особенностью функционирования ЕДДС, или, как мы и ее сегодня называем, Службы "112", является то, что она не отменяет существовавшего до ее появления порядка приема от населения сообщений о происшествиях по телефонам "01", "02", "03", "04", не нарушает работу служб экстренного реагирования и, не подменяя их, организует обмен информацией и взаимодействие сил и средств различных ведомств, что способствует значительному сокращению времени реагирования всех необходимых служб на чрезвычайные ситуации и более эффективному использованию дежурных сил и средств.
Вместе с тем, имеются определенные недостатки в организации приема сообщений о факте возникновения аварийных ситуаций и мероприятий по их ликвидации.
В частности, существующие сегодня в городах и районах Ростовской области ДДС: не сопряжены с ЕДДС и межведомственными диспетчерскими службами, слабо технически оснащены и автоматизированы.
Следует отметить, что возрастающая в нынешних условиях роль ЕДДС требует дальнейшего технического совершенства всех служб, как ЕДДС, так и служб экстренного реагирования, что позволит обеспечить информационное взаимодействие ЕДДС со всеми ДДС городских (сельских) районов и потенциально опасными объектам по средствам проводной и радиосвязи, как циркулярно, так и выборочно, диктует необходимость создания инфокоммуникационной среды для координации работы и эффективного межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках "Системы-112", внесение дополнений и изменений в действующие нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы взаимодействия и функционирования экстренных оперативных служб.
Учитывая тот факт, что ДПЧС Ростовской области совместно с ГУ МЧС России по Ростовской области проводится работа по реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ростовской области, в муниципальных образованиях необходимо в отношении дальнейшего развития и совершенствования единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований основные усилия направить на совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС, разработку (корректировку) алгоритмов работы, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС, ДДС, совершенствование алгоритмов взаимодействия диспетчерских служб, систем учета сведений о работе ЕДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями, реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и происшествия.
Необходимо помнить, что ложные вызовы по номеру "112" могут задерживать помощь тем, кто на самом деле в ней нуждается и, быть может, для этих людей каждая минута задержки может стать смертельной.
Кроме того, Уголовным кодексом предусмотрено наказание за заведомо ложное сообщение о взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
- Возникают ли у спасателей проблемы на пике купального сезона?
- Проблемы на пике купального сезона, конечно же, связаны с поведением отдыхающих на водоемах.
С начала купального сезона нынешнего года, то есть с 1 июня, на водоемах области погибли уже 17 человек, из них 2 детей. Спасено 45 человек, в том числе девять детей. По сравнению с прошлым годом число погибших удалось значительно снизить, в 2008 году на водоемах области погибло 33 человека, из них шесть детей. Тем не менее, проблема обеспечения безопасности людей на водоемах продолжает оставаться острой.
Несмотря на наши многочисленные предупреждения, пропаганду, которую ведут спасатели, люди пренебрегают самыми элементарными правилами поведения на воде. Купаются в необорудованных местах, в состоянии алкогольного опьянения, оставляют без присмотра детей. Забывают об опасности, выплывая на судовой ход.
Поэтому еще раз хотелось бы обратиться к гостям и жителям Ростовской области с просьбой быть предельно осторожными во время отдыха на водоемах, соблюдать правила поведения на воде, не оставлять без присмотра детей. От этого зависит ваша жизнь и жизнь ваших близких./interfax-russia.ru/