02.06.2009 - Юрий Николаевич, в чем принципиальная новизна "Технического регламента к требованиям пожарной безопасности"?
- Во-первых, хочу подчеркнуть, что вступивший в силу с 1 мая этого года федеральный закон N123, который ввел в действие технический регламент к требованиям пожарной безопасности, на наш взгляд, будет способствовать тому, что ее обеспечение станет системным и последовательным.
Если раньше требования имели ведомственный характер, причем некоторые из 1,5 тыс. нормативов пожарной безопасности противоречили друг другу, то сейчас федеральный закон устанавливает общие требования пожарной безопасности к субъектам экономики, объектам жизнедеятельности и продукции, которая выпускается предприятиями. Его дополняют 12 сводов правил, детализирующих те или иные технические вопросы, потому что в одном федеральном законе нельзя вместить требования к выпускаемой продукции, инженерным сетям, пожарной автоматике и т.д.
Во-вторых, техрегламент дает свободу выбора руководителем предприятия, учреждения или просто гражданином того или иного вида технической защиты, технических требований, которые предъявляются к тем или иным видам зданий. Помимо выполнения всех требований общего характера, прописанных в законе, предусмотрена возможность проведения аудита безопасности и оценки рисков. Например, если речь идет о химически опасном объекте, можно выбрать эффективную систему пожаротушения, и т.д.
- Каким образом технический регламент регулирует работу самих пожарных?
- Регламент устанавливает время прибытия пожарных подразделений, и это является принципиально новым положением в законе. Ранее в нормах был радиус выезда 3 км для объектов общего пользования и 2 км для промышленных предприятий различных категорий пожарной опасности.
Для Новосибирска с его плотностью движения на магистралях - это одна скорость, для сельских поселений, между которыми бывает значительное расстояние, но движение практически отсутствует - другая. Как бы то ни было, для городов установлено время прибытия - 10 минут, в сельской местности - 20 минут.
Согласно расчетам, средняя скорость движения по дорогам с твердым покрытием без учета интенсивности - не менее 45 км в час, по дорогам с грунтовым покрытием - 20 км в час.
По большому счету, это европейский норматив, но плотность населенных пунктов и компактность проживания в европейских государствах, безусловно, выше, чем у нас, при этом дороги, безусловно, лучше.
Например, в Германии оказание помощи должно осуществляться в течение 8 минут с момента получения сообщения о пожаре. Во Франции, Ирландии время прибытия пожарных подразделений не должно превышает 10 мин в городах и 20 мин в сельской местности.
Давайте стремится к международному уровню, а не рассуждать о том, что Россия еще не готова к таким нормативам и законодатель устанавливает невыполнимые на практике требования.
- Установлена ли ответственность пожарных за несоблюдение этого норматива?
- Могу сказать, что санкций не предусмотрено. В соответствии со статьей 6 пункт 4 закона, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Есть методика по определению месть дислокации пожарных подразделений и их оснащенности. Это вопрос большой и серьезный, но разработчикам генерального плана развития Новосибирска есть о чем подумать и, наверное, при необходимости скорректировать расположение объектов экономики, нового жилищного фонда с этой точки зрения.
Естественно, мы тренируемся, изучаем объекты выезда, кратчайшие пути подъезда к объектам. Но, на мой взгляд, есть вопрос к власти, застройщикам, особенно в таком быстро развивающемся городе как Новосибирск, относительно мест дислокации будущих пожарных депо.
Соответственно, на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться дополнительные подразделения пожарной охраны. Это задача органов исполнительной власти на местах.
Это комплексный вопрос, требующий привлечения специалистов и в области пожарной безопасности, архитекторов, экологов.
- Насколько на сегодняшний день обеспечено прикрытие региона?
- Прикрытие региона осуществляется несколькими видами пожарной охраны. Это, во-первых, федеральная противопожарная служба, это областная пожарная охрана, частная и ведомственная. К сожалению, у нас не развивается муниципальная пожарная охрана, что объясняется некоторыми особенностями законодательства - по закону, право поддерживать и развивать пожарную охрану у муниципалитета есть, а обязанностей по ее созданию - нет.
На сегодняшний день всеми видами пожарной охраны около 85% территории Новосибирской области считаются прикрытыми. Остальные 15% - это малонаселенные территории региона в Искитимском, Сузунском, Ордынском, Кыштовском, Северном, в Убинском районах.
Сегодня численность областной пожарной охраны, которая содержится за счет средств субъекта РФ - Новосибирской области, увеличивается на 183 единицы. Это примерно 40 - 45 млн рублей в год дополнительных расходов бюджета.
Эти подразделения смогут прикрыть более 30 населенных пунктов и 9 объектов социальной защиты - дома ветеранов и престарелых, которые на сегодняшний день находятся вне зоны выезда пожарных подразделений, то есть помощь прибудет, но с опозданием.
Не секрет, что проблема пожарной безопасности в учреждениях социальной защиты возникает ежегодно, и пожары в них зачастую имеют тяжелые последствия - это и потерянные жизни, и моральный ущерб. Думаю, что принимаемые меры в значительной степени позволят избежать чрезвычайных ситуаций.
В целом, к 2014 году за счет увеличения числа пожарных постов и пожарных депо прикрытие территории Новосибирской области будет доведено до 100%. То есть каждому гражданину, в каждом населенном пункте, на каждом объекте экономики будет оказана помощь в те сроки, которые определены техническим регламентом.
- Насколько собственники, владельцы предприятий, зданий и т.д. готовы к работе по новым нормам?
- Объективно, как я уже говорил, требования не ужесточились, они смягчились. Поэтому можно сказать, что объекты экономики, граждане готовы к применению на практике норм технического регламента - их положение не ухудшается.
Напрямую требования технического регламента касаются, в первую очередь, объектов, которые находятся в стадии проектирования, объектов нового строительства, капитального ремонта. Объекты, находящиеся в эксплуатации, попадают под действие ранее действовавшей нормативно-правовой базы, то есть переоборудование зданий, сооружений под новые требования технического регламента не потребуется.
Особо хотел бы отметить объекты, эксплуатация которых, если оценивать ее по существующим методикам, приводит к недопустимому риску и создает угрозу жизни и здоровью людей. Это, например, школы и больницы, построенные в 40-50-е гг. прошлого века, которые на сегодняшний день не соответствуют нормам пожарной безопасности по наличию путей эвакуации, систем оповещения, в которых, наконец, применялись опасные материалы и конструкции. Такие объекты, разумеется, остаются объектом самого пристального внимания инспекторов государственного пожарного надзора.
Если на предприятии нет трех элементарных вещей, обеспечивающих защиту работающего персонала, защиту людей от пожара, значит, существует угроза жизни и здоровью людей. Какие это вещи? Во-первых, сигнализация, наличие систем оповещения всех, кто находится в здании, сооружении, на предприятии. Во-вторых, наличие эвакуационных выходов. В-третьих, наличие соответствующих систем пожаротушения.
Есть три методики по определению безопасности пребывания в зданиях - например, учитывается время, необходимое человеку для эвакуации из наиболее удаленного помещения и время, в течение которого оно подвергается воздействию тепловой энергии, заполняется угарным газом, продуктами горения и т.д. - то есть того или иного опасного фактора.
Если время эвакуации меньше, чем время наступления одного из опасных факторов, значит, угрозы жизни и здоровью нет - теоретически. Однако необходимо учитывать и такие моменты, что скорость эвакуации, например, в больницах, каких-то социальных учреждениях, детских садах будет ниже.
- Как технический регламент определяет ответственность за обеспечение пожарной безопасности?
- В первую очередь, ответственность за обеспечение противопожарной безопасности, безусловно, несет руководитель предприятия или учреждения.
Технический регламент разграничивает объекты, попадающие под государственный пожарный надзор и объекты, для которых необходим так называемый аудит безопасности, или пожарный аудит. Соответственно, если собственник или руководитель предприятия продекларирует, что он будет обеспечивать приемлемый уровень пожарной безопасности, и на объекте был проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.
Аудит проводят независимые компании, министерство по чрезвычайным ситуациям определило порядок их аккредитации. На сегодня в России аккредитовано около 40 таких компаний, которые могут оценить риски пожарной безопасности и определить комплекс инженерно-технических мероприятий для их минимизации или исключения. Есть такие организации и в Новосибирской области.
В соответствии с техническим регламентом собственник должен заполнить декларацию пожарной безопасности, в которой отражены все аспекты состояния систем пожарной безопасности, строительных конструкций, расстояния между объектами и т.д. Декларация подается в территориальные управления пожарного надзора, принимается она в обязательном порядке, при этом решение по ней должно выноситься в течение пяти дней. При этом собственнику здания не обязательно ехать из отдаленного района области в Новосибирск - декларацию можно подать и в районном центре.
Декларация, действующая в течение пяти лет, подается один раз, крайний срок подачи - 1 мая 2010 года, то есть в течение года с момента вступления в силу технического регламента.
Понятно, что есть предприятия, которые эксплуатируются недавно, где приняты все меры противопожарной безопасности, поэтому инспектору госпожнадзора нет прямой необходимости идти туда с проверкой вместо того, чтобы посетить учреждения, например, социальной сферы, где нарушения есть.
Поэтому с помощью декларирования мы сможем перераспределить усилия инспекторского состава и сделать работу более эффективной. Пока в органы государственного пожарного надзора декларации не поступали. Хотел бы подчеркнуть, что незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому мы будем активно проводить разъяснительную работу, пользуясь всеми возможностями./interfax-russia.ru/