28.05.2009 Глава МЧС Сергей Шойгу внес самое радикальное предложение по борьбе с пьянством на дорогах: он предложил в принудительном порядке оснащать все автомобили алкотестерами, которые глушат мотор, если «чуют» в выдыхаемом водителем воздухе пары алкоголя.
Признаться, идея более чем странная. Министр ссылается на опыт развитых стран, однако в ряде Европейских государств и штатов США алкотестерами оснащаются только автомобили заядлых любителей езды в пьяном виде, причем, эту «опцию» они оплачивают самостоятельно. Оснащать же алкотестерами все автомобили – значит, повысить их стоимость и снизить надежность, поскольку в массовом производстве, как известно, встречается брак.
Нетрудно представить ситуацию, когда неисправный алкотестер без причины заблокирует запуск мотора на междугородней трассе в лютый мороз или отреагирует на запах лекарственного препарата на основе спирта. В идеале, конечно, такого быть не должно, но когда счет идет на миллионы алкотестеров, погрешности будут. Да и само осознание того, что какая-то штуковина проверяет тебя на трезвость, оскорбительно.
Вместе с тем, заядлые алкоголики наверняка найдут способ обмануть алкотестер – было бы желание, а вариантов масса. К примеру, можно попросить дунуть в прибор пассажира. А со временем на рынке появится специальная услуга «Антиалкотестер», позволяющая вывести прибор из строя. Коли уж научились разблокировать сотовые телефоны и снимать лимитаторы скорости, и до алкотестеров доберутся.
«Ужесточение мер против пьяных за рулем приносит свои плоды, – рассказывает сотрудник отдела пропаганды ГИБДД Сергей Федин. – Если в 2005 году процент ДТП с участием пьяных водителей составлял почти 12% от общего числа ДТП, то в прошлом году показатель снизился до 8%. По поводу алкотестеров сейчас ведется работа, и о результатах ее мы обязательно сообщим. Практика показывает – самый лучший эффект дает только ужесточение наказания. Все другие меры – менее эффективны».
Тем не менее, проблема пьянства за рулем действительно злободневна. Так, в прошлом году по вине нетрезвых водителей произошло 13 611 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 2383 человека, а число раненых приблизилось к 20 тысячам! Другими словами, каждые полчаса в России кто-то получает увечья из-за любителей выпить перед поездкой. Однако, на наш скромный взгляд, решать ее нужно цивилизованно, не заставляя порядочных водителей чувствовать себя подозреваемыми.
Сотрудники ГИБДД неоднократно жаловались, что лишение прав за вождение в нетрезвом виде – мера неэффективная: водители продолжают ездить без документов, наматывая сроки лишения до умопомрачительных величин: в России есть лишенцы на 70 лет! Введение ареста за повторную езду в нетрезвом виде дало некоторые результаты, и в прошлом году наметилась осторожная тенденция к снижению количества «пьяных» аварий, однако этого явно недостаточно. В качестве более разумной мысли видится изъятие у человека автомобиля в случае, если он попадается в нетрезвом виде за рулем не в первый раз. Разумеется, наказание очень жесткое, но и тяжесть аварий, совершенных по пьянке, зачастую шокирует.
«На фоне общей системы пассивной безопасности автомобиля такие меры, конечно, были бы хороши, – говорит начальник юридического отдела Всероссийского общества автомобилистов Татьяна Кулагина. – Но сейчас это требование незаконно, и нет ни одного правового акта, который разрешал бы подобную практику. Смогут ли «потянуть» наши структуры это нововведение? Какова будет цена всего этого? Вот, о чем еще стоит задуматься. Мне кажется, что прежде чем вводить технические дорогостоящие приспособления, лучше сделать проще – ужесточить наказание. Почему у нас не лишают прав пожизненно? Ведь если человек неисправим, если все время пьет, то это же угроза для жизни других людей. Если все же решение о алкотестерах будет принято, то автовладельцы воспримут это как еще один способ отъема денег. И по-своему будут правы»./102km.ru/