17.02.2009 В понедельник, 16 февраля, в Вологде началась тотальная проверка всех пассажирских частных автобусов.
Специалисты обещают найти причину, по которой горят практически новые ПАЗики, как правило, битком набитые пассажирами.
Секунды решают все
Во вторник, 10 февраля, около 19.30 автобус ПАЗ остановился у остановки Новгородская неподалеку от магазина «Золотой ключик».
«Люди в салоне, конечно, были, час пик ведь, — рассказала кондуктор автобуса. — Мы высадили одних пассажиров, посадили других и только отъехали от остановки, как водитель заметил, что из-под панели управления идет дым».
Водитель, который представился как Анимат (без фамилии и отчества), среагировал моментально. Он остановил машину, открыл двери и вместе с кондуктором стал выводить людей.
«Молодцы, — похвалили позже приехавшие на пожар сотрудники МЧС, — не растерялись и быстро эвакуировали всех пассажиров. В таких случаях дорога каждая минута». Водитель, все еще думая, что справится с пожаром в одиночку, схватил огнетушитель и начал заливать двигатель.
«И… потерял драгоценные секунды, — констатирует начальник прессслужбы областного управления МЧС по ВО Виктор Ковальков, — водитель, конечно, все правильно сделал, но в таких случаях «секунды решают все». Ему нужно было не за огнетушитель хвататься, а за телефон и вызывать пожарных. Тогда бы хоть салон удалось спасти. А так всего за 4 минуты автобус выгорел полностью».
Нет проблем
На место тут же приехал владелец машины — частный предприниматель, который отказался представиться. «Очень странно все это, — рассуждал бизнесмен, — мой автобус уже третий за последние 4 дня. Но если в двух первых случаях все было понятно, потому что, по одной из самых правдоподобных версий, от искры при замыкании электропроводки вспыхивали пары газа (предыдущие машины были оборудованы газовыми установками), то мой автобус заправлен соляркой. Она густая и даже, если ее специально поджечь, потребуются усилия. Очень странно…»
Сгоревшему автобусу, по словам владельца, едва исполнился год. И все это время, как заверил нас водитель Анимат, он работал на нем без всяких поломок. «Все у нас есть — и осмотр предрейсовый и регулярные проверки технического состояния, — говорит водитель, — думаю, что это брак производственный. С этими автобусами такое, я слышал, случается».
Действительно, за четыре дня до ЧП у «Золотого ключика» выгорел точно такой же ПАЗик на остановке напротив кинотеатра «Родина», а через день, по словам свидетелей, загорелся автобус той же марки на улице Ленинградской. И во всех трех случаях предварительной причиной эксперты считают замыкание электропроводки.
«В этих ПАЗиках она самое слабое место, — говорит инспектор ГИБДД, который был на месте происшествия, — сколько пожаров и всегда одна причина — проводка».
Игорь Борзенков, представитель нижегородского Павловского автозавода — одного из производителей ПАЗиков, — сообщил, что «подобных проблем нет», после чего порекомендовал оформить официальный запрос на имя руководства предприятия.
Кто крайний?
А вот для страховых фирм электропроводка общественного транспорта — повод не страховать автобус, который стоит порядка 1 миллиона рублей. «Если предположительно причиной пожара устанавливается неисправность электропроводки и возникает подозрение, что это заводской брак, владельцу машины следует обращаться непосредственно к изготовителю, — пояснила начальник отдела автотранспортного страхования вологодского филиала компании «Росгосстрах» Ирина Москалева, — в нашей компании именно по общественному транспорту эта причина исключена из страхового покрытия. Как из полиса ОСАГО, так и АВТОКАСКО. Точно так же поступают, я думаю, еще порядка 50 % всех компаний. Единственное исключение для нас составляют троллейбусы, которые мы страхуем не первый год. Там как раз электропроводка и есть вся страховка. Но у нас не было ни единого случая возмещения ущерба по этой причине. Стекла били — это мы возмещали, но чтобы горело — никогда».
За состояние автопарка ответственность должны нести прежде всего его владельцы. На таких позициях стоят и сотрудники ГИБДД, и власти. Всего, по данным комитета ЖКХиТ, в Вологде в настоящий момент работает около 100 автобусов ПАЗ, перевозящих пассажиров.
«После всего того, что случилось, уже в понедельник, 16 февраля, я и члены специально созданной комиссии выехали с проверкой в автотранспортные предприятия, — сообщил начальник отдела транспорта комитета ЖКХ Антон Мусихин, — мы уже поговорили с частными предпринимателями о том, как должны проводиться инструктажи водителей. Кроме того, в ближайшее время будет объективно оценено техническое состояние всего общественного автопарка. Чтобы огнетушители были в каждом автобусе, чтобы дополнительное оборудование было установлено как следует. Возможно, ЧП произошли и по этой причине: не выдержала заводская проводка дополнительного напряжения. Актов экспертизы о причинах возгораний пока нет. А наказывать за техническое состояние автобуса мы не можем. Нет таких полномочий».
По мнению сотрудников МЧС, такие проверки должны проводиться не после происшествий, а регулярно. Только тогда пассажиры смогут чувствовать себя в безопасности, садясь в автобус.
«Логика проста. Чем больше автобус будет находиться на линии, тем больше он принесет денег своему владельцу, — говорит Виктор Ковальков, — а чем дольше и чаще будет проверяться его техническое состояние, тем меньше денег. Вот пока наши предприниматели будут так относиться к работе, будут и несчастные случаи»./premier.region35.ru/