11.02.2009 Одной из «почетных» обязанностей фирм и предпринимателей является соблюдение требований пожарной безопасности. Вполне очевидно, что выполнение положений закона требует от хозяйствующих субъектов определенных затрат. Причем что интересно – их учет напрямую зависит от масштаба мер, принятых для упреждения огненной стихии.
Надо – значит надо
Напомним, что руководители организаций обязаны соблюдать противопожарные требования. Как нетрудно догадаться, именно топ-менеджеры компаний несут ответственность за допущенные нарушения в данной сфере. Таковы положения статей 37 и 38 Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Обязательные для исполнения «пожарные нормативы» установлены в Правилах ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.
Вдобавок к этому нелишне будет изучить и приказ «чрезвычайного» ведомства от 18 июня 2003 года № 315. В документе говорится об объектах, которые подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Проще говоря, если фирма эксплуатирует складские и производственные помещения, а также архивы, то ей никак не отвертеться от монтажа специализированного оборудования.
Однако и это еще не все. Необходимо помнить о том, что здания и сооружения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей. Это прямо предусмотрено Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), которые утверждены приказом МЧС от 20 июня 2003 года № 323.
Отметим, что несоблюдение противопожарных требований грозит хозяйствующему субъекту штрафом либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Данные санкции предусмотрены частью 1 статьи 20.4 КоАП. Так как проигнорировать положения «пожарного» законодательства вряд ли удастся, то волей-неволей придется разобраться с порядком налогового и бухгалтерского учета связанных с этим денежных трат.
Налоговые вариации
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются затраты организации на обеспечение пожарной безопасности юрлица и обслуживание охранно-пожарной сигнализации. Об этом говорится в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
В то же время установка пожарной сигнализации зачастую обходится фирме «в копеечку». Да и использование подобного оборудования рассчитано явно не на один год. Следовательно, такие объекты вполне могут признаваться амортизируемым имуществом в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса.
Как видим, затраты компании на приобретение и монтаж противопожарного имущества учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от его стоимости (более или менее 20 000 рублей). Если установленный Кодексом лимит превышен (что чаще всего и происходит), то расходы списываются в составе амортизационных отчислений. Что же касается планов эвакуации из здания, световых указателей и других «незначительных» расходов, то они отражаются единовременно в полном объеме. Именно такой вывод следует из содержания письма Минфина от 16 декабря 2008 года № 03-03-06/4/96.
Бухгалтерский учет
Порядок списания «противопожарных» расходов в бухгалтерском учете также напрямую зависит от стоимости соответствующих активов. Дело в том, что пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации, системы оповещения и пожаротушения соответствуют требованиям, предъявляемым ПБУ 6/01 к основным средствам.
Следовательно, данные объекты могут быть приняты к учету в составе ОС по первоначальной стоимости – сумме фактических затрат организации на их приобретение и приведение в состояние, пригодное для использования (п. 8 ПБУ 6/01). По общему правилу основные средства приходуются без учета НДС.
Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 единицы имущества, рассчитанного на длительный период использования и стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. Естественно, данное правило, а также конкретный стоимостной лимит (может быть меньше предусмотренного в ПБУ) необходимо прописать в учетной политике. Наиболее яркими примерами таких объектов являются средства оповещения: световые указатели, таблички «Выход» и т. п.
Пример 1
Фирма установила систему оповещения на случай пожара – звуковую сирену и световой оповещатель «Выход». Плюс к этому, юрлицо купило рекомендованные НПБ 104-03 статические указатели направления движения. Общая стоимость оборудования, а также его установка составила 17 700 рублей (в том числе НДС – 2700 руб.).
В учетной политике организации предусмотрено отражение объектов стоимостью не более 20 000 рублей за единицу в составе материально-производственных запасов. Будут сделаны следующие проводки:
Дебет 10-6 («Средства пожарной безопасности») Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – приняты к учету средства пожарной безопасности;
Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – отражен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
– 2700 руб. – сумма НДС принята к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– 17 700 руб. – продавцу перечислена оплата за оборудование;
Дебет 20 Кредит 10-6
– 15 000 руб. – расходы на средства пожарной безопасности списаны на затраты основного производства.
Пример 2
В феврале 2009 года торговая фирма для оборудования складского помещения системой автоматического пожаротушения заключила договор со специализированной организацией на приобретение и монтаж соответствующего оборудования. Согласно договору оплата за оборудование происходит сразу после его поставки, а оплата за монтаж – по его завершении.
Стоимость системы пожаротушения – 354 000 рублей (в том числе НДС – 54 000 руб.). Стоимость монтажа – 70 800 рублей (в том числе НДС – 10 800 руб.). Монтаж завершен в феврале 2009 года, в том же месяце оборудование введено в эксплуатацию. Срок полезного использования оборудования равен 60 месяцам (5 лет). Способ начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадает и является линейным.
В феврале 2009 года в учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 07 Кредит 60
– 300 000 руб. (354 000 руб. – 54 000 руб.) – отражена стоимость купленного оборудования;
Дебет 19 Кредит 60
– 54 000 руб. – отражен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
– 54 000 руб. – сумма НДС принята к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– 354 000 руб. – продавцу перечислена оплата за оборудование;
Дебет 08 Кредит 07
– 300 000 руб. – отражена передача оборудования в монтаж;
Дебет 08 Кредит 60
– 60 000 руб. (70 800 руб. – 10 800 руб.) – стоимость монтажа включена в стоимость системы пожаротушения;
Дебет 19 Кредит 60
– 10 800 руб. – отражен НДС, предъявленный за монтажные работы;
Дебет 68 Кредит 19
– 10 800 руб. – сумма НДС принята к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– 70 800 руб. – перечислена оплата за монтаж оборудования;
Дебет 01 Кредит 08
– 360 000 руб. (300 000 руб. + 60 000 руб.) – принят к учету инвентарный объект – система пожаротушения.
Ежемесячно, начиная с марта 2009 года и вплоть до окончания СПИ:
Дебет 20 Кредит 02
– 6000 руб. (360 000 руб. : 60 мес.) – начислена амортизация по системе пожаротушения./buhnews.ru/