10.02.2009 В прошедшем году от самовозгораний пострадали 260 «железных коней» жителей нашей области
Современный автомобиль сгорает дотла за 5 - 6 минут, причем нередко это происходит на глазах самого владельца. От машины остается только почерневший железный остов и двигатель. Неожиданно загореться может как старая отечественная легковушка, так и новая иномарка. О том, почему горят автомобили тюменцев, нам рассказали специалисты «Испытательной пожарной лаборатории».
Чаще всего пожар начинается в отсеке двигателя, реже - в салоне автомобиля, в единичных случаях - в элементах ходовой части автомобиля от трения, к примеру, когда во время движения заклинивает какой-либо подшипник или колесо. Пожарные настоятельно советуют автомобилистам почаще заглядывать под капот. Причиной возгорания может стать утечка топлива и прочих жидкостей. Известны случаи, когда машины загорались от капающего масла или даже тосола. Так, 31 декабря прошлого года возник пожар в автомобиле «Чери А21». По данным пожарных, причиной возгорания послужило воспламенение паров тосола, вытекавшего на разогретые детали двигателя.
Утечки возникают в местах соединений, горючая смесь попадает на разогретые детали двигателя, пары бензина вспыхивают от малейшей искры. Далее все зависит от вашей расторопности и наличия надежного огнетушителя под рукой. Что характерно, в зимнее время автомобильных пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом.
В морозы бывалые автомобилисты укутывают мотор кошмой, чтобы он не так быстро остывал во время остановки. В итоге меньше тратится бензина на прогрев двигателя. По правилам пожарной безопасности так делать нельзя. Такое одеяло, будь оно даже из не горючего материала, может сыграть с водителем злую шутку. Ткань соприкасается с мотором, нагревается и рано или поздно начнет дымить. Кроме того, велика вероятность, что кошма со временем может напитаться парами бензина, и тогда она уж точно вспыхнет вместе с автомобилем. Утеплять следует не мотор, а внутреннюю сторону крышки капота с помощью специальных креплений.
Часто машины горят из-за предпусковых подогревателей двигателя, питающихся от розетки. «Котлы» бывают заводскими и самодельными. У самоделок может оказаться обычный шнур от комнатного удлинителя. В морозы у них трескается изоляция, которая рано или поздно приводит к короткому замыканию и пожару. Есть умельцы, которые ставят «кипятильник» большей мощности, чтобы мотор быстрее прогрелся. Однако это чревато перегревом и опять же возникновением пожара.
Бывает, штатного провода подогревателя не хватает до розетки, водители пользуются удлинителем либо просто скручивают провода между собой. При этом возникает переходное сопротивление и короткое замыкание в проводке либо в подогревателе.
Настоятельно не рекомендуется заводить мотор с помощью паяльной лампы: ею греют картер двигателя либо открывают капот и греют воздух перед карбюратором, чтобы облегчить пуск двигателя. Такой способ годится лишь на самый крайний случай. Пары бензина, о которых мы уже говорили, могут легко воспламениться. Лучше вместо огня в мороз воспользоваться аэрозольным баллончиком с эфиром.
Опасности подстерегают и тех, чьи машины оснащены автономным подогревателем. За ним тоже нужен глаз да глаз! В прошлом году из-за утечки жидкости в автономном «котле» сгорел автомобиль «ДЭУ Матиз».
Губит машины и неисправная электропроводка. Где-то со временем потрескалась изоляция проводов, где-то вместо штатного предохранителя поставили обычный провод. Нередко автомобили начинают гореть из-за неправильной установки магнитолы или сигнализации. В таких случаях пожар начинается в салоне автомобиля. А о не потушенной сигарете в машине и говорить не приходится. В лучшем случае останется только дырка в чехле на сиденьи, в худшем - выгорит весь салон.
Не стоит расслабляться и тем, кто ездит на газу. Газовое оборудование, хоть и считается относительно безопасным, требует постоянного контроля и ухода за ним. Иначе не миновать вспышки газа под капотом в месте расположения газового редуктора.
Еще одна довольно-таки распространенная причина автомобильных пожаров в Тюмени - это поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет. Они происходят от случая к случаю, но с пугающей частотой, причем нередко от рук поджигателей страдают владельцы дорогих иномарок, которые «ночуют» во дворах.
Всего за 2008 год на юге Тюменской области были частично или полностью уничтожены огнем 253 автомобиля. Это на 7 машин меньше, чем в предыдущем году. По статистике, каждый десятый пожар на территории области происходит в автомобиле. Риск возникновения пожара зависит от срока эксплуатации автомобиля. Как правило, горят отечественные и импортные автомобили старше шести лет.
Основные причины пожара:
- на первом месте - утечка топлива;
- на втором месте - неисправная электропроводка;
- на третьем месте - поджог.
Как избежать пожара
- Устанавливать магнитолу, сигнализацию, предпусковой подогреватель двигателя только в специализированных центрах.
- Если стоит газовое оборудование, следует периодически проходить ТО в специализированной мастерской, а в случае появления запаха газа немедленно обращаться к специалисту.
- В салоне автомобиля всегда должен быть углекислотный огнетушитель с не истекшим сроком годности.
Автомобилистов, особенно опытных, трудно в чем-либо убедить. Они считают, что с их машиной этого не случится, и с прохладцей относятся даже к огнетушителю. Покупают его разве только для того, чтобы пройти техосмотр. Однако сводка пожаров в автомобилях за один только месяц 2009 года может изменить их мнение.
1 января, улица Доронина - Ваз 2115. Очаг пожара - в районе расположения аккумуляторной батареи. Причина - аварийный режим работы электропроводки.
10 января - «Форд Мондео» (2007 г. в.). Очаг возгорания в районе правого переднего колеса со стороны водителя. Причина - открытый источник огня или поджог.
11 января, улица Пермякова - ВАЗ-21093 (2006 г. в.). Пожар внутри двигательного отсека в месте расположения газового редуктора.
11 января, улица Чекистов - автобус КАВЗ (2007 г. в.). Очаг пожара в моторном отсеке в месте расположения газового редуктора. Вспышка газа в результате утечки.
13 января, улица Космонавтов - ВАЗ-21015 (2006 г. в.). Очаг - в центре моторного отсека - вспышка паров топлива в результате утечки или разгерметизации топливной системы.
14 января - «Газель» грузовая. Пожар внутри двигательного отсека, в левой его части в месте расположения выпускного коллектора. Воспламение гидравлической жидкости от разогретых частей коллектора двигателя.
15 января - автобус «Мерседес Бенц» (1982 г. в.). Пожар в моторном отсеке в верхней части двигателя в месте расположения выпускного коллектора двигателя. Вспышка паров топлива.
15 января - «Мерседес Бенц». Вспышка паров топлива в результате утечки.
16 января, улица Свердлова - «Тойота РАВ4». Очаг возгорания - в задней левой части салона автомобиля. Причина - открытый источник огня. Облили горючей жидкостью и подожгли.
19 января, улица Захарова - ВАЗ-2114 (2005 г. в.). Пожар внутри моторного отсека. Очаг - в передней правой части в месте расположения генератора тока. Аварийный режим работы генератора.
21 января - «Шкода Фабия». Аварийный режим работы электроподогревателя двигателя.
22 января - автобус (2005 г. в.). Пожар в передней части автомобиля. Открытый источник огня. Поджог.
23 января - ВАЗ-2107. Пожар внутри моторного отсека в правой части по ходу движения. Возгорание утеплителя от разогретых частей выпускного коллектора автомобиля.
24 января, район улиц Олимпийская и Широтная - ВАЗ-2110 (1999 г. в.). Пожар внутри моторного отсека в левой части по ходу движения. Произошла вспышка топливовоздушной смеси в результате утечки.
24 января, улица Озерная - «Ниссан Х-Трайл» (2006 г. в.). Открытый источник огня в передней части автомобиля (был облит горючей жидкостью). Поджог.
26 января - «Ниссан Альмера» (1998 г. в.). Водитель автомобиля около 23.05 ехал по Широтной в сторону Пермякова. Во время движения внезапно заглох двигатель, он попытался завести его на ходу - не вышло. Накатом автомобиль остановился, в это время водитель почувствовал запах бензина и гари. Когда вышел из машины, увидел, что из-под капота с левой стороны по ходу движения вырывается пламя, позвонил 01 и приступил к тушению пожара. Причина пожара - утечка топлива из топливопровода из-за его разгерметизации. Источником возгорания послужили нагретые детали двигателя либо искра.
25 января - «Пежо 307» (2007 г. в.). Владелица автомобиля ехала по Ирбитскому тракту, около 16.00 почувствовала запах гари. Остановилась на обочине, вышла из машины и увидела огонь, который вырывался из-под капота с правой стороны. С помощью огнетушителя владелица авто и ее спутник погасили пламя. Очаг пожара находился в месте расположения топливопровода и инжектора. Причина пожара - утечка топлива из системы из-за его разгерметизации на нагретые или искродающие детали двигателя.
26 января, улица Пермякова, на автостоянке - автомобиль ГАЗ-2705. Пожар в районе водительского сиденья, под панелью приборов в месте расположения блока предохранителей. Причина - аварийный режим работы электропроводки.
27 января, улица Полевая - ВАЗ-2112. Загорелась задняя часть салона автомобиля. Причина - поджог.
27 января, улица Б. Комиссаров - МАЗ-тягач (1995 г. в.). Очаг возгорания под капотом. Аварийный режим работы электротока.
28 января, улица Олимпийская, 28-а - ВАЗ-21061. Очаг пожара внутри салона автомобиля на переднем сиденьи. Возможно, из-за непотушенного окурка, зажигалки.
30 января, улица Энергостроителей - «Хонда Аккорд» (2000 г. в.). Пожар в моторном отсеке. Поджог.
30 января, улица Тульская - «Газель» грузовой фургон (2008 г. в.). Пожар с левой стороны автомобиля по ходу движения, в месте расположения бензобака, где проходит жгут электропроводки. /tumen.kp.ru/