03.02.2009 Юрий Дубай, главный государственный инспектор Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора
– В прошлом году на Северной, Калининградской и Октябрьской железных дорогах произошло 19 пожаров в поездах – на семь случаев больше, чем в 2007-м.
Согласно статистике большинство возгораний произошло из-за износа подвижного состава и отсутствия квалифицированных специалистов, обязанности которых – наблюдение за противопожарным состоянием вагонов и локомотивов.
Причина – низкое качество обучения правилам пожарной безопасности. Часто подобные курсы посещают начальники предприятий, которые затем обучают остальных работников. А ведь эти курсы начальники предприятий проходят при назначении на должность или когда пришёл срок переподготовки, а не для получения навыков профессионального обучения своих работников. На мой взгляд, преподавать основы противопожарной безопасности должны профессионалы, а не люди, получившие только теоретические знания.
Проверять системы пожаротушения должны тоже профессионалы, потому что только специалист может понять, исправен или нет, например, огнетушитель. Ведь его нужно взвесить, проверить все отметки, проконтролировать исправность. Для этого необходимо владеть методами контроля, которыми начальники предприятий, окончившие обычные курсы, в полной мере обладать не могут. Поэтому на дорогах те же огнетушители проверяют спустя рукава: пришли, посмотрели, на глазок оценили, вроде нормально всё, значит работает.
Усугубляет ситуацию и изношенность подвижного состава. На дорогах очень много старых вагонов и локомотивов, где либо отсутствуют пожарная автоматика и системы пожаротушения, либо они неисправны. А отремонтировать их практически невозможно, так как запчасти уже не производят. Соединение двух факторов – старого подвижного состава и низкой противопожарной квалификации железнодорожников – порождает «горючую смесь». Так, на станции Махрово СЖД из-за попадания искры от локомотива произошёл пожар в полувагоне, гружённом пиломатериалами. Диспетчер по маневровой работе неправильно сформировал состав, поставив полувагон с пиломатериалами следом за локомотивом, что является нарушением правил противопожарной безопасности.
Ещё одна причина пожаров – плохая охрана вагонов на перегонах. Подвижной состав оставляют без присмотра, пьяные подростки, бомжи и бездомные дети забираются в него и разжигают костры. Шесть из 19 пожаров, произошедших в прошлом году на подведомственных нам дорогах, произошли именно по этой причине./Гудок.RU/