17.12.2008 Опыт работы общественного совета при ГУ МЧС по Ивановской области показывает, что конструктивное взаимодействие между бизнес-сообществом и надзорными органами возможно
После выступления первых лиц государства о необходимости снятия административных барьеров для малого и среднего бизнеса в различных проверяющих инстанциях вроде бы начались какие-то шевеления, которые можно принять за шаги навстречу предпринимателям. Однако практика показывает, что реальных шагов, снятия реальных барьеров порой добиться гораздо сложнее, для этого требуется ежедневная кропотливая работа и действительно добрая воля обеих сторон – и бизнеса, и надзорных органов.
Неплохой пример подобного взаимодействия, причем вполне результативного, являет работа общественного совета при ГУ МЧС по Ивановской области. Совет, который возглавил руководитель НП "Центр" (а с мая этого года – еще и глава регионального отделения "Опоры России") Василий Скворцов, оказался тем органом, в рамках которого возможно конструктивное взаимодействие. К тому же, опыт работы совета в 2008 году показал, что взаимодействие вполне может из двустороннего стать трех- и более сторонним, то есть возможно привлечение других заинтересованных структур.
Надо отметить, что сам по себе состав общественного совета при ГУ МЧС достаточно представительный. Со стороны ГУ МЧС в совет входят начальник управления Игорь Богомазов, начальник региональной Госпожинспекции Леонид Моторин, его заместитель Эдуард Осипов. Кроме того, властные структуры представляют главные архитекторы области и областного центра. Интересы предпринимателей выражают генеральный директор Ивановского областного Союза промышленников и предпринимателей Алексей Жбанов, руководитель региональной Торгово-промышленной палаты Леонид Иванов, исполнительный директор областного Союза строителей Евгений Рябов, а также целый ряд предпринимателей – членов "Центра" и "Опоры".
Вот только несколько примеров решения проблем, которые только кажутся частными, но на самом деле являются общими, причем зачастую не только для предпринимательского сообщества, но и для таких социальных объектов, как школы, больницы и т.д.
Выхода нет?
Не секрет, что российское законодательство порой содержит противоречащие нормы, но еще чаще противоречия или взаимоисключающие требования встречаются в нормативных документах надзорных структур. Так, многие предприниматели сталкивались с тем, что при получении лицензии на оборот ТБО Ростехнадзор требовал согласования с Госпожнадзором. В то же время в ГПН бизнесменам заявляли, что у этого ведомства нет формы согласования по ТБО, возможно только проведение комплексной проверки. Что, естественно, не вызывало бурного восторга ни в рядах малого и среднего бизнеса, ни у руководителей школ, детских садов, больниц, которых это требование также касалось. При этом, поскольку согласование требовалось для очень многих юридических лиц, у Госпожинспекции просто не хватило бы людей для проведения такого количества проверок. Если же согласования не будет, то на юридическое лицо может быть наложен крупный штраф.
Эта коллизия стала темой одного из заседаний общественного совета при ГУ МЧС. Интересно, что в данном случае представители пожарной инспекции оказались на стороне предпринимателей, считая, что подобные требования – очередной бюрократический барьер. "Понимание с представителями Ростехнадзора, пусть, и сложно, но удалось найти", — говорит Василий Скворцов. Однако на региональном уровне решений принимать не пришлось, так как власти разрубили этот гордиев узел на федеральном уровне, отменив лицензирование оборота ТБО (исключением стали – что вполне логично – лишь те организации, которые занимаются вывозом, хранением, переработкой и утилизацией мусора).
Издалека — долго
Второй вопрос, также касающийся не только бизнеса, но и всех жителей Иванова и области, который поднимался на заседаниях общественного совета при ГУ МЧС, — это проблема нехватки пожарных частей. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, дальность выезда пожарных расчетов не должна превышать 3 км. А для Иванова и области и 10 км – не редкость. Это объясняется тем, что в регионе не хватает пожарных частей, в частности, из-за того, что некоторые из них были закрыты из-за банальной нехватки средств на их содержание.
Например, если исходить из требований ГК, практически вся южная часть областного центра – и выезд на Москву, и проспекты Строителей и Текстильщиков, и микрорайон "Московский"… В то же время именно в этом направлении активно развивается застройка – и жилая, и торговых центров. Строительство новых пожарных частей – удовольствие недешевое. Вряд ли сегодня возможно включение этого строительства в социальное обременение застройщиков – и без того сегодня ситуация на строительном рынке непростая. В качестве выхода из этой ситуации сами пожарные предлагают предприятиям создавать и содержать свои пожарные бригады. "Этот вопрос, безусловно, дискуссионый, но мы готовы обсуждать его и с представителями ГУ МЧС, и с властями Иванова, потому что есть осознание важности проблемы как для бизнеса, так и для общества", — отмечает Василий Скворцов.
Проверки – по-новому
Серьезным мероприятием, проведенным в этом году общественным советом, стала конференция, в ходе которой представители ГУ МЧС по Ивановской области разъясняли предпринимателям нововведения, связанные со вступлением в силу в будущем году 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Напомним, что уже с мая 2009 года во всех регионах России начнет функционировать система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. Предприниматели сами смогут выбрать метод проведения противопожарной экспертизы: с привлечением либо инспектора регионального ГПН, либо независимых аудиторских компаний. Ожидается, что срок действия заключения о независимой оценке рисков составит три года. Планируется, что таким образом бизнес будет нацелен не на избежание штрафов и проверок, а на то, чтобы повысить пожарную безопасность своих объектов.
Правда, при этом пока неизвестно, в какую сумму выльется независимый аудит пожарной безопасности. "Расценки аудиторов будут определяться в зависимости от сложности объекта и суммы затрат на проведение работ", — подчеркивает Василий Скворцов. Кроме того, далеко не все объекты можно будет оценивать "независимо — под вниманием ГПН по-прежнему останутся социальные объекты: школы, детсады, интернаты, а также крупные предприятия и торговые центры. /chastnik.ru/