01.12.2008 «Летящий туман» – так называют современную технологию тушения пожаров, которая берется на вооружение огнеборцами Самарской области. В конце ноября в Ставропольский район нашей губернии поступил на эксплуатационные испытания пожарно-спасательный автомобиль, оборудованный техникой нового поколения.
Там, где обычной пожарной машине требуется 2-3 тонны воды, новая установка потребует всего 30 – 50 литров. Секрет в том, что вода распыляется мелкими брызгами, превращаясь в туман. Вся она, попав в очаг возгорания, тут же испаряется, в буквальном смысле перекрывая огню кислород и снижая температуру. Струя бьет на 15 метров, а при необходимости можно переключиться с подачи воды на пену.
Установка пожаротушения смонтирована на шасси пикапа, который создан на базе «Нивы». Производитель автомобиля, тольяттинская фирма «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», разрабатывал новинку на протяжении трех лет. За это время опытные образцы успели поработать в пожарных службах Тольятти и АВТОВАЗа, демонстрировали свои возможности на международных выставках спецоборудования. На таких мероприятиях пожарно-спасательный внедорожник был одобрен министром МЧС Сергеем Шойгу и даже получил золотую медаль и диплом.
Пожарно-спасательный автомобиль стал одним из многих десятков разработок на базе «Нивы», или, как ее сегодня принято называть, LADA 4х4. Плавающие болотоходы, броневики, разнообразные коммерческие полугрузовики, автомобили для милиции и скорой помощи, внедорожники повышенной проходимости – список модификаций, популярных по всему миру, довольно обширен. Большинство автомобилей выпускаются предприятиями-партнерами АВТОВАЗа, куда автозавод отгружает сборочные комплекты. Пожарная «Нива» выполнена именно по такой технологии.
Пожарные говорят, что автомобиль очень хорош: даже в условиях города, где неплохие дороги, он опережает тяжелую технику на несколько минут. А за это время порой удается локализовать возгорание. В условиях сельской местности, дачных массивов пожарно-спасательная «Нива» просто незаменима. Эти поселения слабо защищены от огня, и, по статистике, пожары там возникают намного чаще, чем в городе. Чем больше таких машин будет на селе, тем лучше, считают специалисты самарского управления МЧС. Для того чтобы пойти в массы, у нового автомобиля есть все шансы: цена базовой комплектации пожарно-спасательного внедорожника – около 600 тысяч рублей. Это в разы дешевле, чем тяжелая российская техника и зарубежные аналоги. Компактный вездеход и проще в обслуживании. К примеру, он не требует специального депо и большого пожарного расчета. Зато набор оборудования впечатляет. Помимо 250-литровой цистерны, насоса, шлангов и емкости с пенообразователем, машина несет на борту большое количество инструмента, защитных средств, установки для забора воды из колонок и открытых источников. Варьируя набор оборудования, автомобиль можно сделать как в чисто противопожарном варианте, так и с уклоном в спасательную спецификацию. Тот же бак с водой может быть как 100-, так и 300-литровым. Прочный автомобиль полурамной компоновки может нести 640 кг груза и буксировать 700-килограммовый прицеп.
Конечно, полностью весь парк пожарной техники спец-«Нива» не заменит. Да и не для этого она разрабатывалась. А вот стать самой быстрой, маневренной, проникать везде, подобно «летящему туману», машине вполне по силам./vdmst.ru/