24.10.2008 Как уже сообщало ИА KURSKCiTY.RU, за 9 месяцев 2008 года на территории Курской области было зарегистрировано 854 пожара, ущерб от которых составил 18 млн. 605 тыс. рублей. Кроме того, с начала года на пожарах погибло 40 курян (из них один ребенок) и травмирован 21 человек. МЧС России ведет активную законотворческую работу, направленную на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий. Одно из ее направлений - разработка проекта технического регламента «О пожарной безопасности». Еще 4 июля этот документ был принят Государственной Думой РФ в третьем, окончательном, чтении. Чем обусловлено появление технического регламента, каковы новые требования в сфере пожарной безопасности и как это отразится на простых курянах – об этом рассказал начальник Главного управления МЧС России по Курской области Василий Зубков.
- Принятие технического регламента обусловлено требованиями времени. Многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в области пожарной безопасности действуют более 2 тысяч различных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований. Некоторые из них противоречат друг другу или дублируют один другой, что затрудняет их применение как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов, и создает поле для коррупционных проявлений. Ко многим из нормативных актов имеется ограниченный доступ, и где-нибудь в Иркутске, Хабаровске или Южно-Сахалинске их просто не найти. Эти и другие проблемы и призван решить технический регламент, разработанный МЧС России. Данный закон и еще пять основных документов заменят 2 тысячи нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности. Документ прошел все необходимые процедуры согласования, в том числе с участием представителей бизнеса и общественных организаций. Сегодня технический регламент учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Но вступит в силу он только через 9 месяцев, а до этого предстоит внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», привести его в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», разработать ряд других нормативных актов.
- Все ли шло гладко при разработке и принятии этого документа?
- На пути разработки и принятия техрегламента возникло немало трудностей. К сожалению, еще не все правильно понимают требования этого важного документа. Как отметил заместитель министра МЧС России Владимир Пучков, не все хотели его принятия, поскольку при размытом нормативном правовом поле некоторые граждане, привыкшие жить в старом измерении, чувствуют себя гораздо увереннее. Они предпочитают заплатить за что-то и как-то, но не решать вопросы пожарной безопасности цивилизованным способом. Это очень актуальная проблема. Мы столкнулись с серьезным противодействием при принятии проекта технического регламента «О пожарной безопасности» именно по этой причине. Дело в том, что документ имеет явно выраженную антикоррупционную направленность. А некоторые бизнесмены внутренне не готовы выходить на новые цивилизованные взаимоотношения в сфере безопасности. Это также проблема нашей общей культуры. Каждый собственник должен чувствовать ответственность. Но ему нужна помощь. Не только надзор и контроль, без которых сегодня, к сожалению, невозможно обеспечить безопасность на социально-значимых объектах. Нужны повседневная кропотливая работа, просвещение и убеждение людей, принятие профилактических мер.
- Василий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о содержание технического регламента «О пожарной безопасности».
- Технический регламент содержит понятные как для собственников и простых граждан, так и для надзора, требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, т.е. системы независимой оценки рисков, что, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.
Впервые в стране в техническом регламенте установлены нормы риска от пожара. Для населения - это одна миллионная. То есть в идеале, к которому специалисты МЧС России стремятся, при пожаре допустима (если это слово может быть применимо к понятию «человеческая жизнь») гибель не более одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.
Знание нормы риска от пожара необходимо как специалистам, так и гражданам. Так, при трудоустройстве человек должен знать обо всех возможных рисках, в том числе и в области пожарной безопасности. При этом они должны компенсироваться не только материальными выплатами, но и быть застрахованными владельцем предприятия в страховой компании.
Одна миллионная - это как раз та перспектива, к которой необходимо стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие же подходы существуют и в странах Западной Европы, Японии и США. Достичь этой нормы можно при доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности.
В техническом регламенте также впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожара. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 3 км, в сельской местности - 10 км. В техническом регламенте законодательно закреплено, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе - во временной период до 10, в сельской местности - до 20 минут. Достаточно жесткое требование, но МЧС России пошло на него сознательно, понимая всю свою ответственность за жизнь и имущество людей.
По мнению заместителя министра МЧС России Владимира Пучкова - одного из главных разработчиков законопроекта, в решении этой задачи важен комплексный подход, предполагающий совокупность мер, - от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения.
- Что нужно знать нашим гражданам, чтобы решать проблемы пожарной безопасности цивилизованным способом?
- Одним из элементов формирования цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование рисков, особенно перед третьими лицами. Если человек живет или работает вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для его жизни и здоровья, то владелец этого объекта должен застраховать возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании и спокойно живет пару лет, а в случае аварии та рассчитается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет их страховать, если на объекте - устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит объект и выставит требования, которые владелец должен выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, так как рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше.
Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом - это сложный и длительный процесс. Чтобы сгладить имеющиеся противоречия, проработать все вопросы и юридически обустроить эту сферу, МЧС России предлагает установить достаточно продолжительный промежуток времени до вступления законных требований в силу. Первый и, пожалуй, самый важный шаг на этом пути уже сделан - технический регламент «О пожарной безопасности» принят Государственной Думой в третьем окончательном чтении, а затем одобрен Советом Федерации.
На встрече министра МЧС России Сергея Шойгу с представителями общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Российский союз промышленников и предпринимателей», где обсуждались последние изменения, внесенные в проект федерального закона, было принято решение создать совместную постоянно действующую рабочую группу с участием представителей МЧС России, бизнеса и общественных организаций. Ее задачей будет формирование нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих выполнение положений технического регламента и позволяющих проводить мониторинг практики его применения./ИА KURSKCiTY.RU/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных