01.10.2008 Беда ходит рядом с их домами. Однако никто из хозяев, по большому счету, не задумывается о том, что «мелочи» вроде висящей «на соплях» электропроводки или вставленных в электросчетчик «жучков» могут обернуться трагедией. Сельская глубинка с точки зрения соблюдения правил противопожарной безопасности — зона особой тревоги. С начала года только в Могилевском районе произошло 66 пожаров, на которых погибло 8 человек. В 8 случаях огонь вспыхнул из–за неисправных электросетей. 18 домов превратились в факелы из–за неправильной эксплуатации печей. Почему в XXI веке сельчане так бездумно относятся к своему имуществу и собственной жизни? Ответ на этот вопрос я отправился искать вместе с сотрудниками Могилевского районного отдела по чрезвычайным ситуациям.
...В деревне Амховая заходим в дом к Алле Бурдовой. Старший инспектор группы пропаганды и обучения РОЧС Игорь Попков направляется к электросчетчику и выкручивает пробки. Интуиция опытного работника пожарной службы не подвела: вместо стандартных вставок — «жучки». Вроде бы мелочь. Но два слишком толстых куска проволоки могут спровоцировать возгорание проводки, проходящей рядом с деревянными перекрытиями... На полу — перед топкой печи — не прибит металлический лист, как предписывают правила пожарной безопасности. Значит, искра, попавшая на деревянные доски, может запросто спровоцировать пожар. Об опасности ничто не предупредит — автономный пожарный извещатель без батарейки валяется где–то в шкафу. А в семье — 8 (!) детей...
Дом другой сельчанки — Натальи Терешковой — неподалеку. Тут — иная проблема. Электрическую проводку Игорь Попков характеризует емким словом — «сопли». Хозяйка не верит, что опасные провода могут стать причиной пожара. Но одновременно признается: когда недавно клеила обои, боялась, что ее стукнет током: проводка, когда ее касалась, пару раз «ущипнула» за пальцы.
— А где ваш пожарный извещатель? — интересуется инспектор.
— Нет его давно, — с вызовом отвечает хозяйка. — Вы его мне поставили, а я сняла.
— Это не первый случай, — комментирует Игорь Попков. — Бывает, едем по деревням, устанавливаем в домах извещатели. И, еще не успев уехать обратно, видим, как некоторые с ними уже у магазинов стоят — обменивают на бутылку.
Еще один сельский дом навещаем уже в другой деревне — Подгорье. С порога и не поверишь, что 87–летняя Екатерина Ивановна Фролова коротает в нем свой век одна. В хате тепло, чисто, уютно. Электропроводка — в полном порядке, недавно хозяйка отремонтировала печь. Но и здесь без замечаний не обходится: перед топкой нет металлического листа.
— Сама я его не положу, — оправдывается бабушка, — но вы не волнуйтесь: я печь топлю аккуратно.
Инспектора ее слова не убеждают. Сельчанка — в преклонном возрасте. Мало ли что может случиться — отлучится во двор, а из открывшейся дверцы печи достаточно будет одной искры...
В Подгорье заходим в гости и к Анне Тимофеевне Бенделиковой. Сама хозяйка с нами не общается: в ее 97 лет нет сил для серьезных разговоров. «Экскурсоводами» по дому выступают приехавшие из Могилева сын Александр Сергеевич и невестка Нина Антоновна. Мы переступаем порог и дружно хватаемся за головы: электропроводка перегнута в нескольких местах, кое–где обмотана изолентой. Такое чувство, что используется она полвека — не менее.
— Как смогли, так и сделали, — упирает руки в бока невестка. — Вы мне про провода не рассказывайте. Лучше посмотрите на наш покосившийся забор, который сельсовет все отремонтировать не может.
Так и не удалось нам убедить Бенделикову–младшую в том, что с поломанной оградой жить можно. А в сгоревшем доме — вряд ли. Хотя, по идее, напоминание о возможных последствиях чересчур вольного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности у нее перед глазами: по соседству с Бенделиковыми стоит уничтоженный огнем дом.
Всем, у кого мы побывали, пожарные выдали предписания об устранении замечаний. Вот только будут ли они выполнены?
— Самая главная причина пожаров — человеческий фактор, устал уже это повторять... — старший инспектор Игорь Попков встревожен сельскими реалиями. — Люди почему–то уверены, что трагедия в их домах не случится. Потому и не предпринимают никаких мер, чтобы обезопасить себя. Надеются на традиционное авось?
А зря, между прочим. В деревне Сумароково Могилевского района совсем недавно в огне погибла пенсионерка. Оказалось, была неисправна печь — вот и полыхнуло... Серьезный повод задуматься хозяевам сельских хат накануне холодов./sb.by/