08.08.2008 В конце лета на северо-западе МКАД, там, где сейчас возводятся эстакады со съездом на Новорижское шоссе, появится еще одно техническое ограждение. На этот раз внутри кольцевой дороги. Там начнется строительство вертолетной площадки МЧС, которая должна оказаться выше всех автодорожных развязок в этом месте — на 18 м над землей. Принимать воздушные суда — для спасения пострадавших в ДТП — маленький аэродром начнет, скорее всего, летом 2009 года.
«Вертолетная площадка МЧС существовала неподалеку и раньше, — говорит главный архитектор проектной компании “Метрогипротранс” Николай Шумаков, ткнув пальцем в схему развязки где-то с внешней стороны МКАД. — Только была она, по сути, на уровне земли — забетонированная насыпь для посадки вертолета. И, хотя формально она, как и будущая, предназначалась для транспортировки пострадавших в авариях, обычно ею пользовались для перевозки особо важных персон».
Сейчас та площадка погребена под мусором от сооружения двух новых эстакад. Но даже после того как их достроят, пользоваться ею будет нельзя: она расположена слишком близко к новым автодорогам и слишком низко. В самых высоких точках эстакады будут достигать 15-16 м над землей.
Будущее сооружение, спроектированное компанией «Метрогипротранс», по сути трехэтажное здание с вертолетной парковкой на крыше. То есть уже не просто вертолетная площадка, как раньше, а целый комплекс — место дежурства бригад МЧС возле трассы повышенной аварийности (есть идея организовать целую сеть подобных станций вдоль МКАД). На двух нижних этажах будет небольшая автостоянка для пожарных и «скорой помощи». На первом одновременно уместятся четыре грузовика и две легковые машины, на втором — шесть легковых. Выехав на место аварии поблизости, спасатели смогут быстро разрезать машины, извлечь оттуда пострадавших и доставить к вертолету, который уже будет ждать их на крыше.
Третий этаж здания — пассажирская зона, в которой предусмотрена и VIP-комната.
— С баром? С соком? — интересуюсь у Шумакова.
— Можно с баром, как будет угодно, — отвечает архитектор. — Зоной ожидания смогут пользоваться и сотрудники МЧС.
На крышу диаметром 45 м будут выходить лифт и лестница. Наверху небольшой диспетчерский пункт. Проектировщикам дали задание оборудовать место для взлета и посадки большого вертолета Ми-8, однако, по данным пресс-службы ГУ МЧС России по Москве, эксплуатироваться будут гораздо меньшие вертолеты BK117C-2 (производитель — консорциум Eurocopter). Один вертолет может взять на борт двух пострадавших.
«Еврокоптеры», закупленные МЧС, оснащены поисковым прожектором и спасательной лебедкой, с помощью которой можно забрать травмированных с земли, когда вертолет зависает в воздухе. Среди медицинского оборудования на борту — аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор и система мониторинга жизненно важных функций. То есть неотложную медицинскую помощь можно оказывать и по пути в больницу.
Сейчас в Москве вертолетные площадки МЧС расположены на территории пяти больниц, еще одна — на юге МКАД. Ни сегодня, ни в ближайшем будущем вызвать вертолет самостоятельно нельзя. Команду дает Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Москве.
В планах МЧС России — создать систему помощи пострадавшим в ДТП с участием малой авиации на всех федеральных трассах. Это значит, что во всех субъектах РФ могут появиться авиационные отряды и спасательные комплексы с вертолетной парковкой на крыше вдоль трасс. Когда большие планы осуществятся — неизвестно. А новая площадка возле МКАД, по расчетам проектировщиков, будет готова к работе через шесть — максимум девять месяцев./friday.vedomosti.ru/